Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по скелетону

для тренировочной группы  

первого года обучения

 

 

Разработчики:

Бакаева Анжелика Викторовна-

тренер-преподаватель высшей категории,

Поседкин Вячеслав Геральевич-

тренер-преподаватель второй категории

Аладашвили Константин Георгиевич-

тренер-преподаватель

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая программа для тренировочного группы первого года обучения отделения «Бобслей», «скелетон» (далее Программа) составлена на основе примерной типовой программы для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к условиям деятельности учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 14-15 лет.

Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития, как физических способностей, так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов на   тренировочный год.

Рабочая программа для ТГ 1  года обучения, рассчитана на 624 часа и включает в себя разделы: теоретическая подготовка, ОФП, СФП, технико-тактическая, интегральная подготовка, контрольные испытания, инструкторская практика, восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях.

        Максимальный режим  учебно-тренировочной работы 12 часов в неделю, максимальная продолжительность одного занятия 3 академических часа.  Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года – сдача контрольно-переводных нормативов.

Цель  реализации программы:

- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся;
- Воспитание спортивного резерва для сборной команды Красноярского края по скелетону.
  Задачи:
- приобщение подростков к здоровому образу жизни и регулярных занятиях спортом;
- овладение основами техники скелетона;

- приобретение соревновательного опыта;

- развитие специальных физических способностей необходимых для совершенствования технико-тактической подготовки в скелетоне; 

- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Формой подведения реализации программы считаются:  наилучший результат выступлений на соревнованиях различного уровня, выполнение разрядных требований, контрольные нормативы, которые являются неотъемлемым компонентом системы управления спортивной тренировкой.

(добавить методы, средства обучения, формы контроля.)

Формы занятий:

спортивно-тренировочные;

самостоятельные;

соревновательные;

индивидуальные.

Формы контроля:

собеседование;

практические задания;

сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  Учащиеся должны знать:

- историю, особенности зарождения, развития физической культуры и спорта, в том числе избранного вида спорта;

- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

- о причинах травматизма на учебно-тренировочных занятиях.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

-выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты, выносливости.

-технически правильно осуществлять двигательные действия во время тренировочного процесса, использовать их в условиях соревновательной деятельности.

-проводить  занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнении;

 - управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- получить знания по ведению дневника спортсмена;

 - соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Поседкин В.Г.)

№ раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе, час

теория

практика

контроль

I

Теоретическая подготовка

20

20

 

 

1

 Физическая культура и спорт.     

2

2

 

 

2

Скелетон в мире России крае.

2

2

 

 

3

Гигиена тренировочных занятий; режим и питание спортсмена.

2

2

 

 

4

Врачебный контроль и самоконтроль

2

2

 

 

5

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

 

6

Места занятий оборудование, инвентарь.

2

2

 

 

7

Планирование спортивной тренировки

2

2

 

 

8

 Технико-тактическая подготовка

2

2

 

 

9

Основные сведения о ЕВСК- условия выполнения норм ЕВСК

2

2

 

 

10

 Правила, и организация проведения соревнований по скелетону.

2

2

 

 

II

Общая физическая подготовка

344

 

344

 

1

Быстрота

68

 

68

 

2

Сила

64

 

64

 

3

Выносливость

63

 

63

 

4

Прыгучесть

59

 

59

 

5

Ловкость, координация

73

 

73

 

6

Гибкость

17

 

17

 

III

Специальная физическая подготовка

40

 

40

 

1

Развитие взрывных качеств

8

 

8

 

2

Развитие быстрой силы

8

 

8

 

3

Развитие скорости

12

 

12

 

4

Координация

12

 

12

 

IV

Техническая подготовка

50

 

50

 

1

Техника бега со скелетоном

20

 

20

 

2

Стартовый разгон

20

 

20

 

3

Ледовая подготовка

10

 

10

 

V

Тактическая подготовка

50

 

50

 

1

Видеоанализ тренировочного процесса

39

 

39

 

2

Видеоанализ соревнований

11

 

11

 

VI

Интегральная подготовка

40

 

40

 

VII

Контрольные испытания

12

 

 

12

1

Этапные

8

 

 

8

2

Переводные

4

 

 

4

VIII

Инструкторско-судейская практика

8

 

8

 

1

Судейство соревнований (школьных)

 

 

8

 

IX

 Восстановительные мероприятия

38

 

38

 

1

Медицинское обеспечение

6

 

6

 

2

Медико-биологические средства

22

 

22

 

3

Психологические

10

 

10

 

X

 Участие в соревнованиях

22

 

22

 

1

Первенство Красноярского Края

6

 

6

 

2

Школьные

16

 

16

 

 

ВСЕГО:

624

20

592

12

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Бакаева А.В.)

№ раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе, час

теория

практика

контроль

I

Теоретическая подготовка

20

20

 

 

1

 Физическая культура и спорт.     

2

2

 

 

2

Скелетон в мире России крае.

2

2

 

 

3

Гигиена тренировочных занятий; режим и питание спортсмена.

2

2

 

 

4

Врачебный контроль и самоконтроль

2

2

 

 

5

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

 

6

Места занятий оборудование, инвентарь.

2

2

 

 

7

Планирование спортивной тренировки

2

2

 

 

8

 Технико-тактическая подготовка

2

2

 

 

9

Основные сведения о ЕВСК условия выполнения норм ЕВСК

2

2

 

 

10

 Правила, и организация проведения соревнований по скелетону.

2

2

 

 

II

Общая физическая подготовка

344

 

344

 

1

Быстрота

84

 

84

 

2

Выносливость

75

 

75

 

3

Прыгучесть

48

 

48

 

4

Сила

65

 

65

 

5

Ловкость, координация

60

 

60

 

6

Гибкость

12

 

12

 

III

Специальная физическая подготовка

40

 

40

 

1

Развитие взрывных качеств

8

 

8

 

2

Развитие быстрой силы

8

 

8

 

3

Развитие скорости

12

 

12

 

4

Координация

12

 

12

 

IV

Техническая подготовка

72

 

72

 

1

Техника бега  скелетониста

30

 

30

 

2

Стартовый разгон

30

 

30

 

3

Ледовая подготовка

12

 

12

 

V

Тактическая подготовка

44

 

44

 

1

Анализ контрольных срезов и соревнований

22

 

22

 

2

Видеоанализ

22

 

22

 

VI

Интегральная подготовка

24

 

24

 

VII

Контрольные испытания

12

 

 

12

1

Этапные

8

 

 

8

2

Переводные

4

 

 

4

VIII

Инструкторско-судейская практика

8

 

8

 

1

Судейство соревнований (школьных)

 

 

8

 

 

 Восстановительные мероприятия

38

 

38

 

1

Медицинское обеспечение

6

 

6

 

2

Медико-биологические средства

22

 

22

 

3

Психологические

10

 

10

 

VIII

 Участие в соревнованиях

22

 

22

 

1

Первенство Красноярского Края

6

 

6

 

2

Школьные

16

 

16

 

 

ВСЕГО:

624

20

592

12

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Аладашвили К.Г.)

№ раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе, час

теория

практика

контроль

I

Теоретическая подготовка

20

20

 

 

1

 Физическая культура и спорт.     

2

2

 

 

2

Скелетон в мире России крае.

2

2

 

 

3

Гигиена тренировочных занятий; режим и питание спортсмена.

2

2

 

 

4

Врачебный контроль и самоконтроль

2

2

 

 

5

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

 

6

Места занятий оборудование, инвентарь.

2

2

 

 

7

Планирование спортивной тренировки

2

2

 

 

8

 Технико-тактическая подготовка

2

2

 

 

9

Основные сведения о ЕВСК- условия выполнения норм ЕВСК

2

2

 

 

10

 Правила, и организация проведения соревнований по скелетону.

2

2

 

 

II

Общая физическая подготовка

344

 

344

 

1

Быстрота

68

 

68

 

2

Сила

64

 

64

 

3

Выносливость

63

 

63

 

4

Прыгучесть

59

 

59

 

5

Ловкость, координация

73

 

73

 

6

Гибкость

17

 

17

 

III

Специальная физическая подготовка

40

 

40

 

1

Развитие взрывных качеств

8

 

8

 

2

Развитие быстрой силы

8

 

8

 

3

Развитие скорости

12

 

12

 

4

Развитие координация

12

 

12

 

IV

Техническая подготовка

50

 

50

 

V

Тактическая подготовка

50

 

50

 

VI

Интегральная подготовка

40

 

40

 

VII

Контрольные испытания

12

 

 

12

1

Этапные

8

 

 

8

2

Переводные

4

 

 

4

VIII

Инструкторско-судейская практика

8

 

8

 

1

Судейство соревнований (школьных)

 

 

8

 

IX

 Восстановительные мероприятия

38

 

38

 

1

Медицинское обеспечение

8

 

8

 

2

Медико-биологические средства

20

 

20

 

3

Психологические

10

 

10

 

X

 Участие в соревнованиях

22

 

22

 

1

Первенство Красноярского Края

6

 

6

 

2

Школьные

16

 

16

 

 

ВСЕГО:

624

20

592

12

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.(20)

1.Физическая культура и спорт.

Физическая культура - составная часть культуры, физическая культура, как одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей.

2. Скелетон в мире, России, крае. 

Скелетон в программе Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы. Результаты выступлений ведущих скелетонистов на международной и российской арене. Всероссийские, краевые, школьные соревнования. История спортивной школы, достижения и традиции.

3. Гигиена тренировочных занятий; режим и питание спортсмена.

Гигиенические требования  к одежде, обуви, местам занятий. Правила личной гигиены. Режим дня, сна и отдыха, питание спортсмена. Уход за телом и полостью рта. Правила поведения и безопасности при выполнении физических упражнений. Основные правила закаливания, его значение. Понятие об инфекционных заболеваниях.

4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение  и содержание врачебного контроля и самоконтроля. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Техника безопасности при выполнении физических упражнений. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Допинг-контроль: что нужно знать каждому.

5. Краткие сведения о строении и функциях организма.

Строение мышц, их функции. Как изменяется строение мышц в зависимости от возраста и занятий спортом. Что называется кровообращением. Большой и малый круг кровообращения. Что называется дыханием. Виды дыхания. Что такое ЖЕЛ. Что называется пищеварением. Строение и функции органов пищеварения. Понятия об органах чувств: органы зрения, слуха, мышечного чувства и др.

6. Места занятий оборудование, инвентарь.

Сооружения для занятий скелетоном – естественные и искусственные трассы.  Оборудование старта и финиша, подсобные помещения. Устройство скелетонов: их размеры, вес и требования, предъявляемые  международными правилами. Подбор и подготовка скелетона. Хранение, ремонт и уход за инвентарем. 

7. Планирование спортивной тренировки.

Круглогодичная тренировка – периодизация, задачи, средства, методы; динамика тренировочных и соревновательных нагрузок. Направленность, величина и характер тренировочных нагрузок в микроциклах, их взаимосвязь и зависимость. Роль и значение тестирования по ОФП и СФП. Ведение дневника. Учет тренировочного процесса в дневнике.

8. Технико – тактическая подготовка в скелетоне.

Основные сведения о технической подготовке в скелетоне. Взаимосвязь техники с общей и специальной физической подготовкой, с волевой подготовкой спортсменов. Факторы влияющие на скорость спуска. Характеристика индивидуальных особенностей техники скелетона в зависимости от анатомо-физиологических особенностей и физического развития спортсменов. Анализ техники стартового разгона. Разбор и анализ техники спусков сильнейших скелетонистов мира. Факторы, влияющие на скорость спуска. Силы, влияющие на систему «скелетон-спортсмен».

Определение ошибок в технике, причины их возникновения и средства  исправления. Углубленное изучение элементов движения по динамическим и кинематическим характеристикам.

9. Основные сведения о ЕВСК, условия выполнения норм ЕВСК

Основные сведения о ЕВСК условия выполнения требований и норм ЕВСК.  Понятие «спортивный разряд», «спортивное звание». Классификация соревнований и их значение.

10. Правила, и организация проведения соревнований по скелетону.

Правила соревнований. Положение о соревнованиях, характер соревнований. Права и обязанности участников и представителей команд. Распределение участников  по заездам. Правила температурного контроля. Взвешивание участников, весовая компенсация. Определение результатов соревнований.

 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТВКА (344).

Комплекты упражнений, используемые для развития гибкости, быстроты, выносливости, прыгучести, силы, ловкости и координации.

Развитие гибкости: 

- широкие стойки на ногах;

- ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахи ногами;

- наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в положении сидя;

- выпады и полушпагаты на месте; 

- высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;

- комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание, прогибы туловища (в стойках и в положении сидя);

- индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: 

- произвольное преодоление простых препятствий;

- передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;

- ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;

- игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя);

- преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки;

- комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;

- равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия;

- упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие;

- упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;

- передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу;

- бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;

- бег на короткие отрезки из разных исходных положений;

- прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие силовых способностей:

- динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг,  утяжелители 200грамм)

- комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением;

- лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев);

- подтягивание из положения полувиса,  виса;

- сгибание разгибание рук в упоре лежа с опорой на гимнастическую скамейку, от пола;

- прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево),

- прыжки вверх - вперед толчком одной ногой и двумя ногами;

- переноска партнера в парах;

- повторное выполнение многоскоков;

- передача набивного мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений;

- метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди);

- повторное выполнение беговых нагрузок в горку;

- прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров;

- прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте;

- прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;

- запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Развитие быстроты:

- повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений;

- челночный бег;

- бег с горки в максимальном темпе;

- ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости:

- равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;

- повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха);

- бег на дистанцию 1-2км;

- равномерный 10-15 минутный бег, «фартлек» продолжительность 10-15 минут.

Формирование осанки:

- ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;

- комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа;

- комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

   Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы.Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Подвижные и спортивные игры.

 Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Игра в баскетбол.

Волейбол:подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры. Игра в волейбол.

Футбол: ведение и передача мяча, удары ногой по мячу. Игра в футбол.

 Пионербол: прием, броски и передача мяча, подачи мяча. Игра в пионербол.

 

Специальная физическая подготовка  (40 часов).

   Направлена на развитие скоростно-силовых способностей, специальных двигательных навыков.

Спринтерский бег (на контролируемых скоростях), прыжковые и беговые упражнения в обычных, облегченных и затрудненных условиях, с различной интенсивностью от 20 до 300метров.

Прыжковые, беговые упражнения, кроссы в облегченных и затрудненных условиях (бег в гору, по наклонной дорожке (30-40 градусов); по песку, по снегу, против ветра, с отягощениями (1,5-2,5 кг на голенях, 2-5 кг на поясе); бег с использованием искусственной тяги (8-9 кг) и т.д.; упражнения типа «запрыгивание-выпрыгивание», прыжки в длину с места (тройные, десятерные).

     Имитация стартового разгона (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов). Имитация стартового разгона с тренажерным приспособлением  с отягощением, равным сопротивлению в реальных условиях старта; то же с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением. Обучение техники низкого старта. Обучение технике старта с опорой на одну руку.

     Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками за голову, снизу вперед, снизу назад и т.д.

     Удержание основного положения скелетониста лежа; то же с отягощением

( на голове и ногах); то же с партнером, который прилагает усилия к сгибанию шеи соупражняющегося.

      Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате; забегания влево и вправо из положения моста.     

      Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники скелетона.

     Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений.

      Упражнения на гибкость с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед; то же в парах с активной помощью партнера.

 

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(140 часов)

Техническую подготовку выполняют на протяжении всего подготовительного и соревновательного периода.

Ледовая подготовка:  

- спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей;

- спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники (вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение спаренных виражей и т. д.).

- обучение  техники прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия.

- совершенствование прохождения трассы в целом;

- обучение прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение техники стартового разгона:

- обучение  подседанию, отталкиванию;

-обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, овладение жесткой системой рука-туловище;

- целостное изучение техники старта в упрощенных условиях (без максимальных усилий, без дополнительных отталкиваний);

- целостное изучение техники старта с постепенным наращиванием величины усилий; совершенствование техники старта с заданием на преимущественное выполнение различных элементов стартовой техники;

- обучение совершенствование техники старта на рельсовой эстакаде;

   Дополнительные навыки:

- совершенствование навыков запоминания трассы;

- совершенствование умения мысленного воспроизведения прохождения трассы;

 - совершенствование навыков самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления;

- овладение навыками использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

 

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА(8 часов)

Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить:

- навыки учебной работы и навыки судейства соревнований;

- овладеть терминологией вида спорта;

- ознакомиться с правилами соревнований;

 

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (38 часов)

Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер, включает в себя различные средства, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальный возрастные особенности юных спортсменов.

Педагогические средства восстановления:

- рациональное распределение нагрузки;

- рациональное построение тренировочного занятия;

- постепенное возрастание нагрузок по объему и интенсивности;

- разнообразие средств и методов тренировки;

- переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;

- чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности

- изменение характера пауз отдыха, их продолжительности;

- чередование тренировочных дней и дней отдыха (естественный путь);

- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;

- оптимальное соотношение  тренировочных и соревновательных нагрузок;

- упражнения для активного отдыха и расслабления.

             Психологические средства восстановления:

- создание положительного эмоционального фона на тренировках;

- внушение;

- психорегулирующая тренировка.

            Гигиенические средства:

- водные процедуры закаливающего характера;

- душ, теплые ванны;

- рациональный режим дня, сна;

- рациональное питание, витаминизация;

- тренировки в благоприятное время суток.

          Физиотерапевчиские средства:

- душ теплый (успокаивающий) при температуре 36-38о продолжительность 12-15 мин;

- ванны хвойные, жемчужно солевые;

- бани 1-2 раза в неделю: парная или суховоздушная при температуре 80-90о , 2-3 захода по 5-7 мин (исключая предсоревновательный и соревновательный микроциклы)

- массаж, массаж с растирками, самомассаж.

    Различные медико-биологические средства восстановления необходимо применять  с тренировочного этапа, так как значительно возрастает интенсивность и объемы тренировочных нагрузок.

     Психологические, гигиенические и медико-биологические повышают устойчивость растущего организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, помогает снять утомление за более короткое время, создавая этим дополнительные возможности спортивного роста.

     К мероприятиям оздоровительно-восстановительного характера можно отнести посещение спортивных состязаний по популярным видам спорта, концертов, спектаклей, музеев, участие в загородных прогулках, экскурсиях.

 

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ (22 часа)

Соревновательный период состоит из формирующего и завершающего.

На первый план выдвигается соревновательный метод подготовки со всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски.

Учащиеся должны принять участие в одних краевых соревнованиях ("Первенство Красноярского края") и в школьных соревнованиях.

Задачи:

  обучение элементов техники;

- развитие специальных физических качеств;

- повышение стабильности технико-тактических действий;

- повышения психологической устойчивости;

- совершенствование технико-тактической подготовки, реализация результатов подготовки, накопленного потенциала.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

                                

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ(12 часов)

 

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью спортсменов.

Контроль уровня обучения по теоретической подготовке проводится в форме собеседования. Контрольные нормативы определяют уровень развития  физических качеств: скоростных способностей, силовых, выносливости, координации движений, гибкости. В течение учебного года такие испытания проводятся с целью оценить уровень подготовленности, прирост физического развития и совершенствования технического мастерства учащихся.

Физическая подготовка.

Бег 50м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол. раз дев.). Спортсмен должен косаться грудью бруска (10 см.). Выполнять до предела возможностей спортсмена. Попытка засчитывается при касании  грудью бруска.

Подтягивание на перекладине (кол. раз юн.). Выполнять до предела возможностей спортсмена. Попытка засчитывается при касании подбородка перекладины.

Приседание с весом (кол. Раз) юноши 20кг девушки 15кг. Спортсмен должен присесть и встать максимальное количество раз.

Разгон тренажёра (20м) в сек. Спортсмен должен показать наилучший результат за две попытки.

Контрольные нормативы

 

Наименования тестов.

баллы

ТГ 1

 

М

Ж

Бег 50 м со старта. /сек./

3

8.0

8.7

2

8.3

9.0

1

8.7

9.4

Прыжок в длину с места /см./

3

230

180

2

210

160

1

190

140

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(кол. раз, девушки),

Подтягивание на перекладине (кол. раз, юноши)

3

8

20

2

6

17

1

4

14

Приседание с весом (кол. раз)

Юноши - 20 кг

Девушки  -15кг

3

10

8

2

8

6

1

6

4

Разгон тренажера

 20 м  /сек./

3

4.30

4.60

2

4.50

4.80

1

4.70

5.00

 

отлично – 15-13 баллов

хорошо – 12-9 баллов

удовлетворительно – 8-5  баллов

неудовлетворительно 4 балла и меньше

переводной балл – 5 баллов и более


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

  1. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФИС, 1980г.
  4. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
  5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
  6.  Легкая атлетика (бег на короткие дистанции): Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (нормативная часть) М., Советский спорт, 1989 г.
  7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М АСТ Астрель, 2004г.
  8. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
  9. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

Дополнительная литература: 

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

2. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

1979г.

6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

7. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. «Советский спорт», 2005г.

9. Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация бобслея России (http://rusbob.ru)

6. Международная федерация бобслея ( http://www.bobsleigh.com)