Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по скелетону

для группы начальной подготовки  

второго года обучения

 

 

Разработчики:

Бакаева Анжелика Викторовна-

тренер-преподаватель высшей категории,

Поседкин Вячеслав Геральевич-

тренер-преподаватель второй категории

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа для учебной группы начальной подготовки второго года обучения отделения «Бобслей» (скелетон) (далее Программа) составлена на основе примерной типовой программы для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к условиям деятельности учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др. 

Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:

 - Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся.

- Воспитание спортивного резерва для занятия скелетоном

Задачи:

- привлечение детей  и подростков к систематическим занятиям скелетоном;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие  и дыхательной системы подростка;

- обучение основам техники скелетона;

- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов;

         - профилактику проявления ассоциального поведения среди занимающихся.

Формы занятий:

спортивно-тренировочные;

соревновательные;

индивидуальные.

Формы контроля:

собеседование;

практические задания;

сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

Лучшими формами обучения являются сочетание словесного и наглядного метода. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Поэтому, помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режимах.

Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития скелетона, основам гигиены, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики санного спорта.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 13-14 лет. Программа рассчитана на 468 часов, из них 16 часов теоретическая подготовка, 296 часа на ОФП, СФП  42 часа, технико-тактическая подготовка 64 часа, контрольные испытания 10 часов, соревнования 14 часов, восстановительные мероприятия 26 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основными показателями выполнения программных требований  на данном этапе начальной подготовки являются следующие показатели: динамика прироста показателей физической подготовленности;  уровень освоения  техники стартового разгона.

Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года - выполнение контрольно-переводных нормативов.

     Учащиеся будут знать: правила техники безопасности на занятиях по скелетону; историю развития скелетона.

Будут уметь: правильно выполнять упражнения по ОФП, а также разминку и зарядку.

Будут обладать: элементарными навыками по личной гигиене; навыками техники стартового разгона в скелетоне.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

I.

Теоретическая подготовка

16

16

 

1..

Инструктаж по технике безопасности

2

2

 

2.

Краткие исторические сведения о возникновении скелетона. Скелетон в России и в мире

3

3

 

3.

Физическая культура и спорт.

3

3

 

4.

Как стать сильным, быстрым, ловким

3

3

 

5.

Личная и общественная гигиена

2

2

 

6.

Режим дня и питание детей занимающихся спортом

3

3

 

II.

Общая физическая подготовка

296

 

296

1.

Быстрота

42

 

42

2.

Сила

46

 

46

3.

Выносливость

33

 

33

4.

Прыгучесть

24

 

24

5.

Ловкость, координация

117

 

117

6.

Гибкость

34

 

34

3.

Специальная физическая подготовка

42

 

42

4.

Технико-тактическая подготовка

64

 

64

5.

Участие в соревнованиях

14

 

14

6.

Контрольные нормативы

10

 

10

7.

Восстановительные мероприятия

26

 

26

 

Всего часов в год

468

16

452

 

Теоретическая подготовка  (16)

1. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж включает в себя правила поведения натренировочных объектах и в повседневной жизни.

2. Краткие исторические сведения о возникновении скелетона. Скелетон в России и в мире. Порядок и содержание работы школы. История развития скелетона. Первые соревнования скелетонистов в России и за рубежом. Популярность скелетона  

3. Физическая культура и спорт. Значение и влияние физических упражнений на укрепление здоровья и воспитание личности подрастающего поколения.

4. Как стать сильным, быстрым, ловким. Путь к силе, скорости, координированности лежит через занятия физической культурой. Конкретные примеры улучшения показателей скоростных, силовых, координационных способностей у спортсменов, приступивших к занятиям в прошлом году. Реальные перспективы роста этих показателей у новичков через год занятий спортом. Характеристика отстающих сторон подготовленности подростков, возможных дефектов осанки; планы их ликвидации при регулярных тренировках.

5. Личная и общественная гигиена. Понятие о гигиене и санитарии. Поддержание чистоты, гигиены в транспорте, школе, на улице, в спортивных залах. Значение и способы закаливания организма.

6. Режим дня и питание детей занимающихся спортом. Рекомендации по построению режима дня. Рациональная последовательность выполнения домашних заданий по предметам с учетом их трудности и режима дня. Питание. Питьевой режим. Недопустимость употребления спиртных напитков и курения при занятиях спортом.

Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать свои действия: не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Начинающих скелетонистов необходимо приучить посещать  соревнования, изучать спортивный снаряд. Приучить просматривать фильмы и спортивные репортажи по скелетону.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций инепосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Скелетонист, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.

Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда  в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования педагога, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных спортсменов правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.

На этапе НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдения чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях санных видов спорт и его истории. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.

В теоретической подготовке групп НП необходимо большое внимание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и за состоянием здоровья.

Общая физическая подготовка (296).

На втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке.

Бег в умеренном и среднем темпе, ускорения, бег на местности (кросс), бег в чередовании с физическими упражнениями в зависимости от условий, имеющихся на местности (висы, лазания, подтягивание, метание набивного мяча,  преодоление препятствий и т. д.).

Общеразвивающие упражнения для развития гибкости, координационной способности, для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса, для развития мышц туловища, ног.

Упражнения с отягощением (гантели, гири)  весом  до 8 кг.

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в сторону, стойка на лопатках, мост из положения лежа на спине.

Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом  по гимнастической скамейке, бревну; упражнения на уменьшенной опоре.

Виды легкой атлетики – бег на различные дистанции, прыжки, метания.

Подвижные игры и эстафеты: игры с бегом, элементами сопротивления, с прыжками, метаниями, преодолением препятствий. Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч для развития ловкости, быстроты, выносливости.

Плавание с различной интенсивностью, прыжки в воду.

 

Специальная физическая подготовка  (42).                        

  СФП в скелетоне в первую очередь направлена на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Имитация стартового разгона (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов).

Метание набивного мяча  из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками над головой назад, снизу –  вперед, снизу – назад и т. д.

Упражнения с отягощением с акцентом на развитие скоростно-силовых способностей. Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений с непредельным отягощением.

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания и разгибания с сопротивлением партнера, с отягощениями.

Упражнения для развития гибкости (с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед).

 

Технико-тактическая подготовка (64).

Преимущественно направлена на разучивание и овладение техникой избранного вида спорта.              

Изучение техники стартового разгона: разучивание элементов стартового разгона; разгон скелетона на стартовой эстакаде с последующим переходом в основное положение скелетониста. Целостное изучение техники старта в упрощенных условиях: без максимальных усилий; целостное изучение техники старта с постепенным наращиванием скорости разгона.

Обучение технике бега по скользящей поверхности (льду).            

Дополнительные навыки: разучивание различных элементов трасс, их словесное описание, запоминание трассы; изучение и  упрощенная зарисовка схем различных трасс; особенности их прохождения.

 

Контрольные нормативы (10)

Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

Физическая подготовка.

Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

Челночный бег 3х10м. На расстоянии 10м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По звуковому сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 10м три раза. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Максимальное сгибание стоя. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется из положения упор лежа (прямая планка) сгибание и разгибание рук на 90 градусов количество раз.

 

Приемные нормативы

Наименование тестов.

Балы

ГНП 2

Мальчики

Девочки

Бег 30 м, с

3

4,8-5,1

5,0-5,3

2

5,2-5,8

5,4-6,2

1

5,9-6,0

6,2-6,3

Челночный бег 3х10 м, с

3

7,2-7,4

7,9-7,4

2

7,5-8,0

8,0-8,8

1

8,3-8,1

8,9-9,0

Прыжок в длину с места, см

3

205

200

2

190

180

1

150

145

Максимальное сгибание стоя (гибкость), см

3

10

18

2

8

12

1

3

6

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол. раз)

3

20

15

2

17

12

1

14

9

 

Переводные нормативы

Наименование тестов.

Балы

ГНП 2

Мальчики

Девочки

Бег 30 м, с

3

4,8-4,8

4,9-5,2

2

4,9-5,6

5,3-6,2

1

5,5-5,9

6,0-6,3

Челночный бег 3х10 м, с

3

7,1-7,3

7,3-7,6

2

7,4-7,9

7,7-8,5

1

7,8-8,3

8,6-8,9

Прыжок в длину с места, см

3

210

205

2

200

185

1

175

160

Максимальное сгибание стоя (гибкость), см

3

12

20

2

10

14

1

4

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол. раз)

3

25

18

2

22

15

1

19

12

 

Восстановительные мероприятия (26).

В группах начальной подготовки общий объем нагрузки на организм занимающихся сравнительно невелик, и поэтому восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем.

Наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления. Они предусматривают оптимальное построение педагогического процесса, рациональное построение тренировки в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла, рациональное сочетание работы и интервалов отдыха в тренировочных занятиях. Все это создает условия для профилактики перенапряжения, способствует оптимальному протеканию восстановительных процессов.

Из медико-биологических средств восстановления  систематическое применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера.

Витаминизация - проводится с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также с учетом количества витаминов, поступающих в пищевом рационе.

 

Участие в соревнованиях (10)

Соревнования в системе подготовки спортсменов являются не только средством контроля за уровнем подготовленности, и выявления победителя, но и важнейшим средством повышения тренированности и спортивного мастерства. На начальном этапе проводятся школьные соревнования по ОФП и СФП, участие в соревнованиях по легкой атлетике. Основной целью участие в соревнованиях является контроль за эффективностью прошедшего тренировочного этапа, приобретение опыта соревновательной борьбы, повышение эмоциональной насыщенности процесса подготовки.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература:

 

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.
  4. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  6. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.
  7. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
  8. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.
  9.  Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
  10. 10.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

  1. 12.  Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
  2. 13.  Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.
  3. 14.  Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.

15. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

16. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции): Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (нормативная часть).-М.: Советский спорт, 1989.

17. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: ACT Астрель,2004.

Интернет ресурсы:

  1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

  2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

      (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов         

     (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация бобслея России (http://rusbob.ru)

6. Международная федерация бобслея ( http://www.bobsleigh.com)