Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для группы совершенствования спортивного мастерства

второго года обучения,

группы высшего спортивного мастерства

 

 

Разработчики:

Иванов Константин Борисович,

Долгих Петр Иванович

тренеры-преподаватели высшей категории

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по санному спорту для групп совершенствования спортивного мастерства второго года обучения и высшего спортивного мастерства "Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по санным видам  спорта" разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Цель данной программы - создание условий для  достижения спортсменами  максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовленности, обусловленных спецификой санного спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов соревновательной деятельности.

Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность совершенствования как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки спортсменов. Подготовленная программа отличается от раннее используемых изменением режима учебно-тренировочной работы, часовой нагрузкой в годовом учебном плане процесса подготовки и контрольных нормативов. Взяв во внимание нормативы сборной команды России по санному спорту, а так же, учитывая опыт и рекомендации тренеров,  были изменены виды и оценки контрольных нормативов.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются -  групповые, индивидуальные,  учебно-тренировочные и теоретические занятия, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия.

Основные задачи, решаемые в процессе подготовки:

- обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в санном спорте;

-  совершенствование техники и тактики санного спорта;

- обеспечение необходимого уровня специальной психологической подготовленности;

- приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых в успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

- комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена;

- подготовка спортсменов высокой квалификации – резерва в сборную команду России по санному спорту;

- профилактика проявлений асоциального поведения среди занимающихся.

Подготовка спортсменов по программе представляет собой единую систему подготовки, все составляющие части которой взаимосвязаны и обусловлены выполнением основных задач – показать наивысший результат выступлений на соревнованиях всероссийского и международного уровня, выполнение разрядных требований.

В группах спортивного совершенствования мастерства и высшего спортивного мастерства динамика соотношения объемов ОФП и СФП характеризуется последовательным возрастанием по годам обучения удельного веса СФП и технико-тактической подготовки, так как первостепенной задачей является развитие специальных качеств, которые непосредственно проявляются в реальных условиях соревновательной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований спортсмены должны приобрести устойчивость к сбивающим факторам, освоить возрастающие объемы тренировочных нагрузок, а также совершенствовать навыки самостоятельного анализа технико-тактических действий, индивидуальной подготовки спортивного инвентаря в зависимости от различных факторов (температура льда, профиль трассы, качество ледового покрытия и т.д.), получить знания и опыт проведения соревнований для получения судейской категории.

Разрядные требования, которые должны выполнить спортсмены на конец учебного года:

- в группе совершенствования спортивного мастерства второго года обучения – подтверждение КМС, выполнение МС;

- в группе высшего спортивного мастерства – подтверждение МС, выполнение  МСМК.

Будут знать международные правила соревнований по санному спорту.

Будут  обладать в совершенстве техникой выполнения упражнений ОФП, СФП, владеть техникой стартового разгона, техникой прохождения по трассе.

Будут уметь самостоятельно  анализировать прохождение по трассе, учитывать ошибки и находить пути их исправления.

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов,

подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Прак-

тика

1.

Теоретическая подготовка

16

16

 

1.1.

Органы управления  физкультурным движением, в т.ч. видом спорта

1

1

 

1.2.

Краткие сведения о строении и функциях организма.

1

1

 

1.3.

Физиологические основы спортивной тренировки.

2

2

 

1.4.

Личная и общественная гигиена

2

2

 

1.5.

Врачебный контроль и самоконтроль.

1

1

 

1.6.

 Сущность спортивной тренировки.

1

1

 

1.7.

Основные виды спортивной подготовки.

2

2

 

1.8.

Основы техники и тактики санного спорта.

1

1

 

1.9.

Спортивные соревнования. Планирование и проведение.

1

1

 

1.10.

Инструкторская и судейская практика.

2

2

 

1.11.

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки

2

2

 

2.

Общая физическая подготовка

210

 

210

3.

Специальная физическая подготовка

340

 

340

4.

Техническая подготовка

200

 

200

5.

Тактическая подготовка

190

 

190

6.

Интегральная подготовка

120

 

120

7.

Участие в соревнованиях

56

 

56

8.

Контрольные нормативы

13

 

13

9.

Восстановительные мероприятия

93

 

93

10.

Инструкторская и судейская практика

10

 

10

 

Всего часов в год

1248

16

1232

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка

1.1

Органы управления  физкультурным движением, в т.ч видом спорта.

1.2

Краткие сведения о строении и функциях организма.

 Строение и функции нервной системы и их значение в спортивной деятельности

1.3

 Физиологические основы спортивной тренировки.

 Двигательное умение и навык. Что такое тренированность.

Формы контроля  за физической подготовкой.

1.4

Личная и общественная гигиена.

 Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

1.5

Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение врачебного контроля при занятиях спортом. Понятие о травмах. Спортивный массаж и самомассаж.

1.6

Сущность спортивной тренировки.

Что такое спортивная тренировка, ее формы.

Структура тренировочного занятия.

1.7

Основные виды спортивной подготовки.

Морально-волевая подготовка. Физические способности (силовые, скоростные, координационные и способности к выносливости и гибкости). методика их развития.

1.8

Основы техники и тактики санного спорта.

Взаимосвязь техники с общей и специальной физической подготовкой. Анализ техники  стартового разгона. Техника прохождения трассы в

зависимости от ее особенностей ,состояния ледового покрытия.

Разбор техники и тактики спусков на моделях трасс.

1.9

Спортивные соревнования. Планирование и проведение.

Роль спортивных соревнований в учебном процессе.

Правила соревнований и их организация.

1.10

Инструкторская и судейская практика.

Судейство соревнований ( внутришкольных, краевых, российских.)

1.11

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки

Виды планирования, их сущность и назначение.

 

Общая физическая подготовка

Бег на выносливость, кроссы; чередование ходьбы и бега; бег с ускорением,  с последующим использованием инерции и расслаблением; бег на местности в чередовании с физическими упражнениями (висы, лазание, подтягивание, метания, преодоление препятствий, прыжки и т.д.), с использованием подручных средств, фартлек.

Общеразвивающие  упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса (с акцентом на развитие взрывной силы и с использованием структуры движений, моделирующей стартовый рывок), для развития мышц туловища (преимущественно скоростно-силового характера и с акцентом на разгибание), для развития мышц ног.

Элементы тяжелой атлетики упражнения с отягощением (штанга, гири, грузы, ядро – преимущественно весом до 60кг).

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в стороны, перевороты боком, стойка на кистях, мост из положения стоя, различные комбинации элементов с многократным повторением; сальто вперед согнувшись, сальто назад в группировке, прыжки с приземлением в горизонтальное положение, различные комбинации прыжков с многократным повторением на батуте.

Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, лестница, брусья, перекладина).

Виды легкой атлетики – бег, прыжки, метания (ядро, набивной мяч), прыжки с места и с разбега в длину, многоскоки, преодоление барьеров.

Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по уменьшенной опоре с варьированием высоты снаряда, с преодолением препятствий; то же с предметами в руках с изменением направления движения; балансирование на узкой опоре, доске, установленной на свободном горизонтальном цилиндре; прыжки в глубину; выполнение акробатических элементов.

Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч.

Плавание с различной интенсивностью, с дозированной задержкой дыхания; ныряние на дистанции; прыжки в воду с вышки и трамплина.

 

Специальная физическая подготовка

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с по-мощью амортизаторов); то же сидя в санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз-блок-трос» с отягощеними, равными сопротивлению в реальных условиях старта, с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением. Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью амортизаторов и грузов, закрепленных на руках).

Упражнения на рельсовой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.

Упражнения на гладкой откатной эстакаде; то же с отягощением саней.

Продвижение на роликовых санях с помощью «пингвинов» на скорость.

Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками через голову назад, снизу-вперед, снизу-назад; метание двух ядер (гантелей) двумя руками назад, одной рукой сверху и снизу.

Упражнения на статическую выносливость – удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки; то же в санях с дополнительным отягощением (на голове и ногах), то же с партнером, который прилагает усилия к разгибанию шеи с упражняющегося; то же, но партнер прилагает усилия неожиданно.

Упражнения на развитие мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые

движения с сопротивлением партнера, сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате, в стойке на голове; забегания влево и вправо в положении моста.

Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта. Упражнения на силовых тренажерах, преимущественно моделирующие структуру стартового рывка, с предельными и околопредельными отягощениями, с акцентом на скорость.

Упражнения на гибкость – с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед, то же в парах с активной помощью партнера, то же после бальнеопроцедур; использование вибровоздействий для развития гибкости.

 

Технико-тактическая подготовка

 Тренировка на роликовых санях: совершенствование положения саночника при спусках с постепенным увеличения протяженности спуска; совершенствование умения проходить трассу по заранее намеченной оптимальной траектории; совершенствование положения саночника в санях и техники управления при спусках по различным трассам.

Ледовая подготовка на трассе: совершенствование техники прохождения различных элементов трассы (виражи, прямые участки, сопряженные виражи и т.д.) с акцентированным внимание на выполнение различных элементов техники (вход в вираж, выход, прохождение прямых отрезков); совершенствование техники прохождения трассы в целом (спуски на время); совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность; совершенствование техники прохождения трассы с учетом данных срочной видео информации; совершенствование техники прохождения трасс в зависимости от различных условий и состоянии ледового покрытия.

Стартовая подготовка: совершенствование техники старта с акцентом на использование максимальных силовых возможностей; совершенствование техники старта в летних условиях на площадках с искусственным льдом; совершенствование техники входа в первый вираж на трассах с ледовым покрытием; совершенствование техники старта с применением средств срочной информации.

Дополнительные навыки технико-тактической подготовки: совершенствование навыков идеомоторной тренировки (мысленного прохождения трассы); совершенствование навыков анализа данных срочной информации прохождения трассы и коррекция технико-тактических действий при последующих спусках.

 

Восстановительные мероприятия

В группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства значительно повышается удельный объем специальной физической подготовки. В связи с этим в плане применения педагогических средств восстановления особое внимание должно быть уделено чередованию упражнений различного характера и направленности с тем, чтобы не вызывать перегрузки мышечных групп, систем и т.д.

При упражнениях силового характера необходимо создавать щадящий режим для позвоночника. Для этого нужно планировать проведение части силовых упражнений в положении лежа, а после упражнений с подъемами тяжестей давать свободный вис с потряхиванием на перекладине, кольцах, гимнастической стенке. Средства общей физической подготовки (вспомогательные виды спорта) также используются в целях педагогического восстановления.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется самомассаж, инструментальный массаж, гидромассаж, солевые и контрастные ванны, локальные паровоздействия, парная и суховоздушная (сауна) бани. В парной бане температура воздуха должна быть не выше +700 при относительной влажности до 70%, а в сауне – не свыше +1200 при относительной влажности около 10%. Рекомендуется не более 2-3-х заходов по 5-7 мин. каждый. Средства общего воздействия (гидромассаж, сауна, парная баня, ванны и др.) следует назначать не чаще чем 1-2 раза в неделю.

При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания АМН РФ, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А.Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Дозировка и схема витаминизации определяется врачом.

Из психологических средств восстановления рекомендуется применение аутогенной тренировки, специальная организация культурного досуга (просмотр соответствующих кинофильмов, прослушивание любимой музыки, организация отвлекающих игр, бесед), создание комфортных условий быта.

Необходимо иметь в виду, что организм спортсмена довольно быстро приспосабливается к однообразным средствам восстановления. Поэтому следует разнообразить их, варьируя дозировку и методику применения.

 

Участие в соревнованиях

На формирующем этапе соревновательного периода решаются задачи повышения психологической устойчивости, стабильности технико-тактических действий, дальнейшего совершенствования отдельных элементов и техники в  целом. Здесь на первый план выдвигается соревновательный метод подготовки с всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски. На завершающем этапе соревновательного периода основной задачей является достижение максимальной готовности к соревнованиям, реализации всего накопленного потенциала. На этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства спортсмены принимают участие в краевых, российских и международных соревнованиях.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Формой подведения реализации программы считаются контрольные нормативы, которые являются неотъемлемым компонентом системы управления спортивной тренировкой.

Физическая подготовка.

Бег 60м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Бег 1000м. Испытание проводятся по общепринятой методике. Стартуют группой по 5-8 человек, старт высокий.

Метание ядра 4кг. Принимаются 2 вида метаний: Из положения стоя, лицом впереди, из положения стоя спиной вперед двумя руками. Из двух попыток  учитывается лучший результат.

Гибкость. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Основное положение саночника. Спортсмен лежит в санях. На лоб спортсмена вешается груз на ремне. Результат фиксируется секундомером.

 

Наименования

тестов

баллы

ГССМ-2г.о.

ГВСМ

юноши

девушки

юноши

девушки

Бег 60 м, с

3

8,0

9,0

7,6

8,8

2

8,5

9,5

8,1

9,3

1

9,0

10,0

8,6

9,8

Прыжок в длину с     места, м

3

2,50

2,10

270

230

2

2,30

1,90

250

210

1

2,10

1,70

230

190

Максимальное сгибание стоя, см

3

19

21

21

23

2

15

17

18

20

1

13

15

16

18

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

14,0

11,5

16,0

12,5

2

13,0

10,5

15,0

11,5

1

12,0

9,5

14,0

10,5

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

15,0

12,0

17,0

13,0

2

14,0

11,0

16,0

12,0

1

13,0

10,0

15,0

11,0

Удержание основного положения

3

90

75

100

75

2

80

65

90

65

1

70

55

80

55

Бег 1000м

3

3,15

4,10

3,05

4,00

2

3,30

4,25

3,20

4,15

1

3,45

4,40

3,35

4,30

Ядро – 4кг;

Удержание основного положения саночника - груз  на голове:

юноши-10кг, девушки-7,5кг                      

отлично – 21 – 17 баллов

хорошо – 16 – 11 баллов

удовлет.  – 10 –  7 баллов

неудовл. – 6 балл. и меньше      

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  5. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.
  6. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
  7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.
  8. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.
  9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
  10.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,
  11. Покровский А.А.Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
  12. Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.
  13. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

Дополнительная литература    

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

2. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

5. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

7. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.

8. Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.

Интернет ресурсы

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)