Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для тренировочной группы  

четвертого, пятого года обучения,

группы совершенствования спортивного мастерства

первого года обучения

 

 

Разработчик:

Чепурная Татьяна Владимировна

тренер-преподаватель высшей категории

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по санному спорту для тренировочных групп четвертого, пятого годов и группы совершенствования спортивного мастерства первого года обучения учреждения дополнительного образования детей разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Цель программы:создание условий для подготовки и воспитания спортивного резерва для спортивных сборных команд Красноярского края и России по санному спорту.

Задачи:

- приобщение подростков к здоровому образу жизни и регулярных занятиях спортом;
- совершенствование физических качеств, необходимых для занятий санным спортом;
- совершенствование техники и тактики санного спорта;
- формирование морально-волевых качеств спортсменов;

- воспитание гармонично развитой, социализированной личности.

В реализации программы принимают участие юноши, девушки в возрасте  15-18 лет.

Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов на  учебный год.

Рабочая программа для УТГ 4,5 г.о., ГССМ 1 г.о., рассчитана на 936 часов и включает в себя разделы: требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание программы, средства контроля уровня обучения, учебно-методические средства обучения.

Максимальный режим  учебно-тренировочной работы 15, 18 часов в неделю, максимальная продолжительность одного занятия 3 академических часа.

 

 

Формы занятий:

Спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные; индивидуальные.

Формы контроля:

Собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Учащиеся должны знать:

- о физической культуре и спорте;

- о способах и особенностях движений, передвижений;

- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- о спортивной тренировке, ее формах, средствах спортивной тренировки, видах  подготовки;

- о морально-волевой подготовке ; какие волевые качества различают в спорте; ведущие и второстепенные волевые качества.

- о психологической и специально-психологической подготовке к соревнованиям.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

-выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты, выносливости;

-технически правильно осуществлять двигательные действия во время тренировочного процесса, использовать их в условиях соревновательной деятельности;

-самостоятельно проводить  занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнении;

 -управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  -соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях.

Учащиеся ТГ 5г.о. сдают экзамены по теоретической подготовке в форме тестов по трем разделам: история санного спорта, технико-тактическая подготовка, судейство.

Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года: выполнение в УТГ - 4.г.о. - I-II разряда, в УТГ - 5г.о. - I, КМС, ГССМ-подтвердить КМС, выполнение МС.

Формой подведения реализации программы считаются:  наилучший результат выступлений на соревнованиях различного уровня, выполнение индивидуальных планов подготовки.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1

Теоретическая подготовка

16

16

 

1.1.

Физическая культура и спорт.     

1

1

 

1.2.

Единая всероссийская спортивная         

Классификация. Правила соревнований                       

2

2

 

1.3.

Личная и общественная гигиена

1

1

 

1.4.

Физиологические основы спортивной тренировки

2

2

 

1.5.

Врачебный контроль и самоконтроль.

2

2

 

1.6.

Сущность спортивной тренировки. 

1

1

 

1.7.

Основные виды спортивной подготовки.

2

2

 

1.8.

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки

2

2

 

1.9.

Спортивные соревнования. Планирование соревнований. Их  организация и проведение.

2

2

 

1.10.

Инструкторская и судейская практика

1

1

 

2

Общая физическая подготовка

400/340

 

400/340

2.1.

Быстрота

63/50

 

63/50

2.2.

Выносливость

86/80

 

86/80

2.3.

Прыгучесть

50/32

 

50/32

2.4.

Сила

63/67

 

63/67

2.5.

Ловкость, координация

113/91

 

113/91

2.6.

Гибкость

25/20

 

25/20

3

Специальная физическая подготовка

92/112

 

92/112

3.1

Специальная скоростно-силовая подготовка

67/77

 

67/77

3.2.

Специальная выносливость

25/35

 

25/35

4

Технико-тактическая подготовка

321/361

 

321/361

4.1.

Техническая подготовка

133/90

 

133/90

4.2.

Тактическая подготовка

67/50

 

67/50

4.3.

Интегральная подготовка

121/131

 

121/131

5

Контрольные испытания

12

 

12

5.1.

Этапные

8

 

8

5.2.

Переводные

4

 

4

6

Инструкторско-судейская практика

8

 

8

6.1.

Судейство школьных соревнований

8

 

8

7

Восстановительные мероприятия

57

 

57

8

Участие в соревнованиях

30

 

30

8.1.

Первенство Красноярского края

8

 

8

8.2.

Российские соревнования

22

 

22

 

Всего часов в год

936

16

920

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Теоретическая подготовка (16)

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.

Органы управления олимпийским движением, в т.ч. видом спорта. Достижения российских Олимпийцев-спортсменов Красноярского края                                                                       

2. ПОНЯТИЯ О СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ.

Классификация соревнований и их значение. Содержание требований спортивной классификации. Понятие "Спортивный разряд, звание", условия их выполнения.                      

 3.ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА.

Режим труда и отдыха. Гигиенические требования к пище и питанию.

Причины пищевых отравлений. Значение для организма белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.  Специальное питание спортсменов в зависимости от периода подготовки.                                                                                                        

4.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Основные требования к средствам тренировки для получения тренировочного эффекта адаптации. Утомление, как временное нарушение координации и снижение работоспособности. Средства и методы ликвидации утомления. Почему нужно тренироваться до утомления. Понятие об утомлении и переутомлении.

5.ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ.

Профилактика  травм и заболеваний, восстановительные мероприятия.

Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Понятие о травмах, особенности спортивного травматизма. Первая помощь при ушибах, ранах, ожогах, переломах, обморожениях.  Значение и формы восстановительных мероприятий в процессе спортивной тренировки .   Техника безопасности при выполнении физических упражнений. Страховка и самостраховка.                                    

6.СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.   

 Что такое спортивная тренировка, ее формы. Что такое подготовка спортсмена и чем отличается это понятие от понятия “спортивная форма". Средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Структура тренировочного занятия. Задачи и значение каждой части тренировочного урока.

7.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Морально-волевая подготовка - что такое воля; какие волевые качества различают в спорте; ведущие и второстепенные волевые качества. Психологическая и специально-психологическая подготовка к соревнованиям. Физические способности (силовые, скоростные, координационные, способность к выносливости, гибкость).

8.ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.

Виды планирования,  их сущность и назначение (перспективное, поэтапное, оперативное).  Характеристика периодов годового плана. Годовой план, его содержание (месячный план, поурочный план-конспект). Виды и документы  планирования и учета, необходимое условие управления учебно-тренировочным процессом (текущий контроль и конечный результат).

9.СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ. ИХ  ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.

Роль спортивных  соревнований  в учебном процессе. Основные виды соревнований.Планирование спортивных соревнований  (календарный план, положение, заявки.) Правила соревнований и их организация ( права и обязанности участников соревнований, тренеров-представителей команд).

10.ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

Судейство соревнований (школьных, краевых). Оформление документов проведенных соревнований.

 

Общая физическая подготовка. (400/340)

Комплексы упражнений направленные на общее развитие и укрепление организма спортсменов, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшение координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправления дефектов телосложения и осанки. ОФП помогает в воспитании волевых качеств.

Легкая атлетика: бег на различные дистанции, прыжки, метания, прыжки с места и с разбега в длину, многоскоки.

 Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. Метание ядра из двух положений - снизу вперед, за голову спиной вперед( вес 4 кг). Упражнение в парах: метание навстречу друг другу с места приземления ядра партнера; выигрыш определяется по отклонению точки последнего приземления ядра от черты первого метания.

Развитие гибкости:  Упражнения, выполняемые с большой амплитудой для укрепления суставов, связок и мышечных волокон, повышения эластичности  мышц. Комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Упражнения развивающие подвижность в суставах: наклоны, вращения, махи, выполняемые с максимальной амплитудой. Активные и пассивные упражнения, выполняемые с партнером и самостоятельно. Упражнения с отягощением и без, выполняемые с разной быстротой. Упражнения со статическим напряжением в фиксированной позе 5-10 сек.

Развитие координации: Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по бревну; то же с усложнением путем установки препятствий и повышения высоты снаряда; передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости, с поворотами, с предметами в руках; балансирование на одной и двух ногах.   Упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;  бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно. Кувырки на мате, прыжки на батуте (сальто вперед, назад).

Развитие силовых способностей:  Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений. Комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением. Локальные упражнения на наращивание мышечной массы. Силовые упражнения для развития многих мышц одновременно.

Развитие быстроты:Упражнения для повышения уровня быстроты движений:размахивания, вращения, повороты и др. Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами. Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) на уменьшенных площадках. Циклические упражнения: бег на месте в упоре, максимально быстрое вращение на велотренажере, передвижения скачками, прыжками, укороченными шагами (дробный бег) и др.

Развитие выносливости:Циклические упражнения, длительные, с относительно невысокой интенсивностью (ЧСС - 130-160 уд/мин) - бег, кросс.Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями (фартлек). Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 800 м,1000м.

Гимнастика с основами акробатики: Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по бревну; то же с усложнением путем установки препятствий и повышения высоты снаряда; передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости, с поворотами, с предметами в руках; балансирование на одной и двух ногах.

 Акробатические упражнения: Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост, прыжки на батуте в разных комбинациях.

Акробатические комбинации: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Спортивные игры. Волейбол, баскетбол, футбол.

Плавание – с различной интенсивностью, с дозированной задержкой дыхания; прыжки в воду с вышки и трамплина.

 

Специальная физическая подготовка. (92/112)

Основными задачами в тренировочных группах являются: дальнейшее  повышение разносторонней и специально физической подготовки; совершенствование индивидуальной легкоатлетической подготовки с акцентом на развитие специальных качеств, достижение высокого уровня специальной физической  подготовленности.

В отличие  от  ОФП,  где  в  большей  мере  используются  упражнения, оказывающие общее воздействие, в СФП – строго направленные.

Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью резинового жгута).

Упражнения на рельсовой откатной эстакаде.

Продвижение на роликовых санях на скорость с помощью «пингвинов».

Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками за голову, снизу вперед, снизу назад и т.д. Упражнение в парах: метание навстречу друг другу с места приземления ядра партнера; выигрыш определяется по отклонению точки последнего приземления ядра от черты первого метания.

Удержание основного положения саночника лежа на скамейке;  с отягощением (на голове и ногах.

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате.

Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта.

Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений. Упражнения для воспитания способности проявлять большую силу в возможно короткое время.

Упражнения на гибкость с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед; то же в парах с активной помощью партнера.

 

 

 

Технико-тактическая подготовка. (321/361)

Основной задачей технической подготовки на этапе углубленной спортивной специализации  является  достижение  автоматизма  и  стабилизации  двигательных действий саночников на старте и при прохождении всей трассы.

В  тренировке  широко  используется многократное  повторение  технических  элементов  в  стандартных  и  вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам.

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов); то же сидя в санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз-блоки-груз» с отягощениями, равными сопротивлению в реальных условиях старта; то же с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением.

Саночники техническую подготовку выполняют на протяжении всего подготовительного и соревновательного периода. Подготовка начинается с мая.  Тренировка на роликовых санях:  спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.); соревновательные спуски с оценкой различных сторон мастерства, (правильности основного положения, управления санями на отдельных участках трассы и по всей длине трассы, скорости и т.д.); спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей.

Совершенствование техники прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия. Совершенствование прохождения трассы в целом; совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Дополнительные навыки: совершенствование навыков запоминания трассы; совершенствование умения мысленного воспроизведения прохождения трассы; совершенствование навыков самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления; овладение навыками использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

 

Инструкторская и судейская практика (8)

Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны овладеть терминологией санного спорта, правилами соревнований, освоить навыки судейства соревнований.

 

Восстановительные мероприятия (57)

Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок –неотъемлемая часть системы полготовки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузки.

Поскольку нагрузки здесь значительно возрастают, то особое внимание в дозировках должно уделяться индивидуальной переносимости тех или иных нагрузок. В качестве критериев нагрузочной упражнений следует использовать субъективный отчет спортсменов, а также объективные показатели (пульс, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.).

Медико-биологическая группа восстановительных средств, включает в себя гигиенический душ, восстановительный массаж, витаминизацию. Парная и суховоздушная бани применяются один раз в 7-10 дней. В парной бане температура воздуха должна быть до +600 при относительной влажности до 50%, а в сауне до +90- +1000 при относительной влажности около 10%. Рекомендуется не более двух заходов по 5мин., между которыми применяется душ температурой +13- +150 в течение 20-40с, а затем +37- +390 в течение 1,5-2мин. В одном сеансе не следует применять более одной процедуры.

 

Участие в соревнованиях (30)

Соревновательный период состоит из формирующего ( ноябрь, декабрь) и завершающего (январь-март).

На первый план выдвигается соревновательный метод подготовки с всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски.

Учащиеся должны принять участие в школьных соревнованиях,  в "Открытом Первенстве Красноярского края", во всероссийских соревнованиях.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ (9)

Формой подведения реализации программы считаются:  наилучший результат выступлений на соревнованиях различного уровня, выполнение разрядных требований, контрольные нормативы, которые являются неотъемлемым компонентом системы управления спортивной тренировкой.

Контрольные нормативы определяют уровень развития  физических качеств: скоростных способностей, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости.

Физическая подготовка.

Бег 60м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, из положения стоя спиной вперед из-за головы двумя руками. Вес ядра 4 кг.  Ступни ног должны быть на уровне линии отсчета .  Даются две попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

Максимальное сгибание стоя(см). Спортсмен стоит согнувшись на скамейке, при этом колени не сгибать.

Удержание основного положения саночника. Спортсмен лежит на санях. На голову подвешивают ремень с грузом (7,5 кг). Дают одну попытку.

Бег 1000 метров. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

 

 

Контрольно – переводные нормативы

 

Наименование

балл

УТГ-4

УТГ-5

ГССМ -1

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

Бег 60 м, с

3

8,4

9,3

8,3

9,2

8,2

2

8,9

9,8

8,8

9,7

8,7

1

9,4

10,3

9,3

10.2

9,2

Прыжок в длину с     места, м

3

2,30

2,00

2,35

2,00

2,40

2

210

1,80

2,25

1,80

2,20

1

1,90

1,60

2,05

1,60

2,00

Максимальное сгибание стоя, см

3

17

18

17

19

18

2

13

14

13

15

14

1

9

10

9

12

11

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

11,0

9,0

12,0

10,0

13,0

2

10,0

8,0

11,0

9,0

12,0

1

9,0

7,0

10,0

8,0

11,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

12,0

10,0

13,0

11,0

14,0

2

11,0

9,0

12,0

10,0

13,0

1

10,0

8,0

10,0

9,0

12,0

Удержание основного положения, с

3

65

55

70

60

80

2

55

45

60

50

70

1

45

35

50

40

60

Бег 1000 метров

3

3,35

4,25

3,25

4,20

3,20

2

3,45

4,40

3,40

4,35

3,35

1

4,00

4,55

3,55

4,50

3,50

      Учащиеся ТГ 5г.о. сдают экзамены по теоретической подготовке в форме тестов по истории санного спорта, технико-тактической подготовке, судейству.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература

 

      Основная:

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.
  4. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.
  7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте., М. Советский спорт, 2005г.
  8. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.
  9. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

 

Дополнительная

1.Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

2. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

3. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.

4. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.

6. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

7. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.

9.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

11. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.

14. Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.

 

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)