Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для тренировочной группы  

первого, второго годов обучения

 

 

Разработчик:

Ермолаев Максим Евгеньевич

тренер-преподаватель

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Рабочая программа по санному спорту для тренировочных групп первого, второго годов обучения дополнительного образования детей разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.   

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Цель данной программы – содействовать всестороннему и гармоническому развитию личности посредством физической культуры и спорта занимающихся. Слагаемыми физической культуры и спорта: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, мотивы и освоение знаний, умений и способов осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- привлечение оптимального количества детей  и подростков к систематическим занятиям спортом;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- обучение жизненно важным знаниям, умениям и навыкам.

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

- профилактику проявлений асоциального поведения среди занимающихся.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 12-14 лет. Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов.

Рабочая программа для тренировочных групп 1, 2 годов обучения, рассчитана на 624 часа, из них теоретических-20, практических - 604часа.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются -  групповые, индивидуальные,  учебно-тренировочные и теоретические занятия, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях и медико-восстановительные мероприятия.

Подготовленная программа отличается от модифицированной учебной программы "Санный спорт" одним из видов контрольных нормативов (бег 12 минут заменен на бег 800 метров). Эти изменения внесены с учетом нормативов сборной команды России по санному спорту, а так же с учетом опыта и рекомендаций специалистов по санному спорту.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях по санному спорту.

-правила соревнований по санному спорту.

 Уметь:

- правильно выполнять упражнения по ОФП, СФП.

Обладать:

- элементарными навыками по личной гигиене.

-навыками техники санного спорта.

Должны овладеть навыками подготовки спортивного инвентаря.

Учащиеся должны принять участие в школьных, краевых соревнованиях. Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года -  выполнение: ТГ -1 г.о. - 2 ю -1юношеского разряда., ТГ - 2 г.о. - 1ю, III спортивного разряда.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов,

подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

20

20

 

1.1.

Физическая культура и спорт важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья

1

 

 

1.2.

ЕВСК.

1

 

 

1.3.

Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние занятий спортом на организм.

2

 

 

1.4.

Физиологические основы спортивной тренировки.

2

 

 

1.5.

Личная и общественная гигиена режим труда и отдыха.

1

 

 

1.6

Врачебный контроль и самоконтроль.

2

 

 

1.7.

Сущность спортивной тренировки.

2

 

 

1.8.

Основные виды спортивной подготовки.

2

 

 

1.9.

Основы техники и тактики санного спорта.

3

 

 

1.10

Спортивные соревнования. Планирование и проведение.

2

 

 

1.11.

Места занятий, оборудование и инвентарь.

1

 

 

1.12.

Инструкторская и судейская практика.

1

 

 

2.

Общая физическая подготовка

344

 

344

 

   -  быстрота

57

 

57

 

   -   сила

61

 

61

 

   -   выносливость

47

 

47

 

   -   прыгучесть

49

 

49

 

   -   ловкость, координация

73

 

73

 

   -   гибкость

57

 

57

3.

Специальная физическая подготовка

40

 

40

4.

Техническая подготовка

70

 

70

 

-   ледовая подготовка

40

 

40

 

-   роликовая подготовка

20

 

20

 

-   стартовая подготовка

10

 

10

5.

Тактическая подготовка

30

 

30

6.

Интегральная подготовка

40

 

40

7.

Инструкторская и судейская практика

8

 

8

8.

Приемные, контрольные и переводные испытания

12

 

12

9.

Восстановительные мероприятия

38

 

38

10.

Участие в соревнованиях

22

 

22

 

Всего часов в год

624

20

604

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Теоретическая подготовка

 

1.1.

Физическая культура и спорт важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья.

Какое значение имеет физкультура для укрепления здоровья людей.

1.2.

ЕВСК. Основные сведения о ЕВСК - условия выполнения требований и норм ЕВСК

1.3.

Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние занятий спортом на организм.

Строение мышц, их функции. Как изменяется строение мышц в зависимости от возраста и занятий спортом. Что называется кровообращением. Большой и малый круги кровообращения.

1.4.

Физиологические основы спортивной тренировки.

В чем состоит  физиологическая сущность спортивной тренировки.

Основные требования к средствам тренировки для получения тренировочного эффекта адаптации.

1.5.

Личная и общественная гигиена режим труда и отдыха.

Какие гигиенические функции выполняет вода.

Гигиеническое значение бани, душа, купания.

1.6

Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение и содержание врачебного контроля при занятиях физической культурой и спортом. Техника безопасности при выполнении физических упражнений. Страховка и самостраховка

1.7.

Сущность спортивной тренировки.

Что такое спортивная тренировка, ее формы.

Средства спортивной тренировки.

1.8.

Основные виды спортивной подготовки.

Морально-волевая подготовка - что такое воля; какие волевые качества различают в спорте; ведущие и второстепенные волевые качества.

Физическая подготовка: общефизическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка.

1.9.

Основы техники и тактики санного спорта.

Взаимосвязь техники с общей и специальной физической подготовкой, с волевой подготовкой спортсмена. Силы, влияющие на систему «сани-спортсмен» при спуске по трассе. Анализ техники стартового разгона

1.10.

Спортивные соревнования. Планирование и проведение.

Правила соревнований и их организация ( права и обязанности участников соревнований, тренеров-представителей команд )

1.11.

Места занятий, оборудование и инвентарь.

Устройство и оборудование мест занятий в избранном виде спорта.

1.12.

Инструкторская и судейская практика.

Судейство соревнований ( внутришкольных, краевых)

 

Общефизическая подготовка

Бег разной интенсивности на стадионе, на местности в чередовании с физическими упражнениями с использованием подручных средств (висы, лазание, подтягивание, метание, преодоление препятствий и т.д.), кроссы.

Общеразвивающие  упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса (с акцентом на скоростные широко амплитудные движения), для развития мышц туловища (преимущественно скоростно-силовой направленности), для развития мышц ног.

Элементы  тяжелой атлетики - упражнения с отягощением (штанга, грузы, ядро) преимущественно весом до 30 кг.

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в стороны, перевороты боком, стойка на руках у стены и с помощью партнера, мост из положения стоя опусканием назад на руки, на голову, затяжные прыжки, кувырки вперед и назад, сальто назад в группировке, прыжки с приземлением в горизонтальное положение на батуте.

Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, лестница, канат, шест, бревно, брусья, перекладина, опорные прыжки).

Виды легкой атлетики – бег на различные дистанции, прыжки, метания, прыжки с места и с разбега в длину, многоскоки.

Подвижные игры и эстафеты с комбинированными препятствиями и заданиями на точность движений; игры на местности.

Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол.

Плавание – с различной интенсивностью, с дозированной задержкой дыхания; прыжки в воду с вышки и трамплина.

 

Специальная физическая подготовка.

Имитация стартового рывка сидя на скамье(сопротивление создается с помощью резиновых жгутов); то же сидя в санях. Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью резинового жгута, утяжелителей)

Упражнения на рельсовой откатной эстакаде.

Продвижение на роликовых санях на скорость с помощью «пингвинов».

Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками за голову, снизу вперед, снизу назад и т.д.

Удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки; то же с отягощением ( на голове и ногах).

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате; забегания  влево и вправо из положения моста

Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта.

Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений.

 

Технико-тактическая подготовка.

 Тренировка на роликовых санях: спуски по  трассе с постепенным увеличением количества виражей, спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.); соревновательные спуски.

 Ледовая подготовка на трассе: спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей; спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники ( вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение связки виражей и т. д.). Совершенствование техники прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия. Совершенствования прохождения трассы; совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение техники старта: изучение техники старта с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники старта (выкат, складывание, рывок, «пингвины» постановка кистей, сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.); совершенствование техники старта в целом. Изучение вариантов техники старта в зависимости от специфики стартовой эстакады (расположение ручек, характеристика наклона и т.д.); изучение техники старта на ледовых площадках; изучение техники старта с применением средств срочной информации.

Дополнительные навыки: обучение навыкам запоминания трассы; умению мысленного воспроизведения прохождения трассы; навыкам самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления; овладение навыками использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

 

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить:

- навыки судейства соревнований,

- овладеть терминологией санного спорта,

- ознакомиться с правилами соревнований.

 

Восстановительные мероприятия.

В учебно-тренировочных группах рекомендуется в полном объеме

применять педагогические средства восстановления.

Поскольку нагрузки здесь значительно возрастают, по сравнению с группами начальной подготовки, то особое внимание в дозировках должно уделяться индивидуальной переносимости тех или иных нагрузок. В качестве критериев нагрузки  упражнений следует использовать субъективный отчет спортсменов, а также объективные показатели (пульс, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.).

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя гигиенический душ, самомассаж, витаминизацию. Парная и суховоздушная бани применяются один раз в 7-10 дней. В парной бане температура воздуха должна быть до +600 при относительной влажности до 50%, а в сауне до +90- +1000 при относительной влажности около 10%. Рекомендуется не более двух заходов по 5мин., между которыми применяется душ температурой +13- +150 в течение 20-40с, а затем +37- +390 в течение 1,5-2мин. В одном сеансе не следует применять более одной процедуры.

К психологическим средствам восстановления, помимо средств, указанных для групп начальной подготовки, следует отнести применение аутогенной тренировки. Изучение аутогенной тренировки и привитие необходимых навыков и привычек создает предпосылки для более успешного использования ее на последующих этапах подготовки.

 

Участие в соревнованиях.

Соревновательный период состоит из формирующего (декабрь) и завершающего (январь-март).

На первый план выдвигается соревновательный метод подготовки со всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски.

Учащиеся должны принять участие в одних краевых соревнованиях ("Первенство Красноярского края") и в школьных соревнованиях (минимум четырех).

Задачи:

 Декабрь - совершенствование элементов техники,

- развитие специальных физических качеств,

- повышение стабильности технико-тактических действий,

- повышения психологической устойчивости,

Январь-март - совершенствование технико-тактической подготовки, реализация результатов подготовки, накопленного потенциала.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Формой подведения реализации программы считаются контрольные нормативы:

Бег 60м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Бег 800м. Испытание проводятся по общепринятой методике. Стартуют группой по 5-8 человек.

Метание ядра 3кг. Принимаются 2 вида метаний: Из положения стоя, лицом впереди из положения стоя спиной вперед двумя руками. Из двух попыток  учитывается лучший результат.

Гибкость. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Основное положение саночника. Спортсмен лежит в горизонтальном положении поперек гимнастической скамьи. Результат фиксируется секундомером.

КОНТРОЛЬНО – ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

Норматив

балл

юноши

девушки

Бег 60 м, с

3

9,0

9,9

2

9,5

10,4

1

10,0

10,9

Прыжок в длину с места, м

3

2,00

1,85

2

1,80

1,65

1

1,60

1,45

Максимальное сгибание стоя, см

3

14

15

2

8

10

1

4

6

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

9,0

7,0

2

7,5

6,0

1

6,0

5,0

Метание ядра из положения стоя: спиной вперед, м

3

10,0

8,0

2

9,0

7,0

1

8,0

6,0

Удержание основного положения, с

3

70

60

2

60

55

1

55

50

Бег 800м

3

4.10

4.30

2

4.30

4.50

1

5.00

5.20

отлично – 21 – 17 баллов

хорошо – 16 – 11 баллов:

удовл.  – 10 –  7 баллов

неудовл. – 6 балл. и меньше

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Литература

   Основная

  1. 1.  Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
  2. 2.  Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

3. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

4. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.

  1. 5.  Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
  2. 6.  Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.
  3. 7.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

8. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

9. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.

 

Дополнительная

1. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. — М.: Издательство «СААМ», 1995.

2. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

4.  Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

 

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)