Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для групп начальной подготовки

первого, второго годов обучения

 

Разработчик:

Чепурная Татьяна Владимировна

тренер-преподаватель высшей категории,

Роженцев Сергей Валентинович

тренер-преподаватель первой категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Рабочая программа по санному спорту для групп начальной подготовки первого, второго годов обучения учреждения дополнительного образования детей разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.    

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 10-12 лет.

Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов на  учебно-тренировочный год.

Программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др. 

Цель  реализации программы:

- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся;
- Воспитание спортивного резерва для сборной команды Красноярского края по санному спорту.
         Задачи:
- приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом;
- совершенствование физических качеств, необходимых для занятий санным спортом; 
- освоение техники и тактики санного спорта;
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Рабочая программа для, рассчитана на 312 часов для ГНП 1,2  года обучения и 468 часов для ГНП -2 года обучения и включает в себя разделы: теоретическая подготовка, ОФП, СФП, технико-тактическая, интегральная подготовка, контрольные испытания, восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях.

Максимальный режим  учебно-тренировочной работы - ГНП-1 г.о. - 6 часов в неделю, ГНП-2г.о. - 9 часов в неделю, максимальная продолжительность одного занятия 2 академических часа.

Формой подведения реализации программы считаются:  наилучший результат выступлений на соревнованиях различного уровня, выполнение разрядных требований, контрольные нормативы, которые являются неотъемлемым компонентом системы управления спортивной тренировкой.

Формы занятий: спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные; индивидуальные.

Формы контроля: собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 Учащиеся должны знать:

- о физической культуре и спорте ;

- о способах и особенностях движений, передвижений;

- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

- о морально-волевой подготовке; какие волевые качества различают в спорте;

Учащиеся должны уметь:

-выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

-выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты, выносливости;

-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  -соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях.

Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года: выполнение в ГНП-1г.о. - 3 юношеского, в ГНП-2г.о. - 3, 2 юношеского разряда.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для ГНП 1 г.о.

п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

9

9

 

1.1.

Физическая культура и спорт.

1

1

 

1.2.

Обзор развития санного спорта.

1

1

 

1.3.

Личная и общественная гигиена

1

1

 

1.4.

Врачебный контроль и самоконтроль

1

1

 

1.5.

 Краткие сведения о строении и функциях     

2

2

 

1.6.

Единая всероссийская спортивная классификация.

1

1

 

1.7.

Основы техники и тактики санного спорта

2

2

 

2.

 Общая физическаяподготовка

225

 

225

2.1

Быстрота

18

 

18

2.2.

Выносливость

25

 

25

2.3.

Прыгучесть

27

 

27

2.4.

Сила

18

 

18

2.5.

Ловкость, координация

117

 

117

2.6.

Гибкость

20

 

20

3.

Специальная физическая подготовка

18

 

18

3.1.

Специальная скоростно-силовая подготовка

10

 

10

3.2.

Специальная выносливость

8

 

8

4.

Технико-тактическая подготовка

37

 

37

4.1.

Техническая подготовка

22

 

22

4.2.

Тактическая подготовка

5

 

5

4.3.

Интегральная подготовка

10

 

10

5.

Контрольные испытания

8

 

8

5.1.

Приемные

2

 

2

5.2.

Этапные

4

 

4

5.3.

Переводные

2

 

2

6.

 Восстановительные мероприятия

5

 

5

7.

 Участие в соревновании

10

 

10

7.1

Школьные соревнования

8

 

8

7.2

Первенство Красноярского края.

2

 

2

 

Всего часов:

312

9

303

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для ГНП 2 г.о.

п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

16

16

 

1.1.

Физическая культура и спорт.

2

2

 

1.2.

Обзор развития санного спорта.

2

2

 

1.3.

Личная и общественная гигиена

2

2

 

1.4.

Врачебный контроль и самоконтроль

2

2

 

1.5.

 Краткие сведения о строении и функциях организма человека     

3

3

 

1.6.

Единая всероссийская спортивная классификация.

2

2

 

1.7.

Основы техники и тактики санного спорта

3

3

        

2.

 Общая физическая  подготовка

296

 

296

2.1

Быстрота

39

 

39

2.2.

Выносливость

61

 

61

2.3.

Прыгучесть

20

 

20

2.4.

Сила

33

 

33

2.5.

Ловкость, координация

118

 

118

2.6.

Гибкость

25

 

25

3.

Специальная физическая подготовка

42

 

42

3.1.

Специальная скоростно-силовая подготовка

28

 

28

3.2.

Специальная выносливость

14

 

14

4.

Технико-тактическая подготовка

64

 

64

4.1.

Техническая подготовка

39

 

39

4.2.

Тактическая подготовка

10

 

10

4.3.

Интегральная подготовка

15

 

15

5.

Контрольные испытания

10

 

10

5.1.

Приемные

3

 

3

5.2.

Этапные

3

 

3

5.3.

Переводные

4

 

4

6.

 Восстановительные мероприятия

26

 

26

7.

 Участие в соревновании

14

 

14

7.1

Школьные соревнования

11

 

11

7.2

Первенство Красноярского края

3

 

3

 

Всего часов:

468

16

452

 

                    

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.

Органы управления физкультурным движением, в т.ч. видом спорта. Достижения российских Олимпийцев, спортсменов Красноярского края.

2. ОБЗОР РАЗВИТИЯ ВИДА СПОРТА.

Развитие санного спорта в стране, за рубежом, в Красноярском крае. Школьные традиции.

 3. ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.

Требования к одежде, обуви для тренировочных занятий. Какие гигиенические функции выполняет вода. Гигиеническое значение бани, душа, купания. Гигиенические требования к пище и питанию. Правила поведения и безопасности на занятиях.                       

4. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ.

Временное ограничение физических нагрузок  после перенесенных  заболеваний. Сущность самоконтроля и его роль при занятии спортом. Дневник самоконтроля.                                                  

5.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Понятие об анатомическом  строении тела человека:  костная система, связочный аппарат, мышцы. Общее понятие о системах кровообращения, дыхания, пищеварения.

6. ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Юношеские разряды, условия их выполнения. Обязанности и права участников соревнований. Правила поведения на соревнованиях.

7. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ САННОГО СПОРТА.

Терминология санного спорта. Основные понятия о технике санного спорта. Определение ошибок техники выполнения заданий, прохождения трассы и пути их исправления. Инвентарь и оборудование, хранение и уход за ним.

 

Общая физическая подготовка.

 Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие силовых способностей, гибкости, координационных способностей, гибкости, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.

 Легкая атлетика:   бег на различные дистанции, прыжки, прыжки в длину с места, многоскоки.

 Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Метание ядра из двух положений - снизу вперед и спиной вперед ( вес 2 кг).

Развитие гибкости:

Комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах).

Упражнения в виде пружинистых махов, статических напряжений.

Упражнения с преодолением сопротивления в парах и на тренажерах.

Упражнения на растягивание с увеличением амплитуды движения.

Развитие координации:

Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по гимнастической скамейке,  то же с усложнением путем установки препятствий; балансирование на одной и двух ногах; передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости, с поворотами, с предметами в руках.   

Упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие.

Упражнения на расслабление отдельных мышечных групп.

Бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Кувырки на мате, прыжки на батуте (сальто вперед, назад).

Развитие силовых способностей:

Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений.

Комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением.

Развитие быстроты:

Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений.

Челночный бег; бег с горки в максимальном темпе.

Ускорения из разных исходных положений.

Броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости:

Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями.

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха).

Бег на дистанцию до 800 м.

  Элементы акробатики.

  Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Подвижные и спортивные игры.  

Эстафеты с комбинированными препятствиями и заданиями на точность движений; игры на местности.

Спортивные игры – пионербол, баскетбол, футбол.

                  

Специальная физическая подготовка.

  СФП  саночников  должна  состоять  из  упражнений  схожих  по  амплитуде движений,  характеру  и  величине  мышечных  усилий,  нагрузке  на  сердечно-сосудистую и дыхательные системы, по психологическим напряжениям и т.п. избранному виду спорта.

  В  отличие  от  ОФП,  где  в  большей  мере  используются  упражнения, оказывающие общее воздействие, упражнения специальной физической подготовки способствуют преимущественному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности спортсменов:

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов); то же сидя в санях.

Метания набивного мяча и облегченных ядер из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками над головой назад, снизу вперед, снизу назад и т.д. 

Удержание основного положения саночника лежа поперек  скамейки.

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате.   

  Упражнения на гибкость с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед; то же в парах с активной помощью партнера.

Специальная физическая подготовка в группах начальной подготовки осуществляется с учетом возраста занимающихся. В первую очередь применяются средства, обеспечивающие развитие быстроты в специальных движениях, а также гибкости. В упражнениях, включающих элементы силового характера, следует придерживаться ограничений, принятых для данного возрастного контингента.

 

Технико-тактическая подготовка.

      Для достижения наилучшего результата в санном спорте необходимо владеть техникой управления санями наиболее рациональным и эффективным способом выполнения упражнения. Технику санного спорта следует рассматривать в свете единства  формы и содержания, как целостную деятельность спортсмена.

Саночники техническую подготовку проходят на протяжении всего подготовительного и соревновательного периода.

Тренировка на роликовых санях (июнь-сентябрь):  спуски по  трассе с постепенным увеличением количества виражей, спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.);

   Ледовая подготовка на трассе:

Спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей;

Спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники ( вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение связки виражей и т. д.).

Обучение  технике прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия.

Обучение прохождению трассы в целом с точки старта соответственно подготовки; Обучение прохождению трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение техники старта:

Обучение элементам техники старта (выкат, складывание, рывок, "пингвины").

Обучение технике старта с акцентированием внимания на сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.).

Обучение технике старта в целом.

Дополнительные навыки: обучение навыкам запоминания трассы; умения мысленного воспроизведения прохождения трассы.

 

                       Восстановительные мероприятия                        

   В группах начальной подготовки общий объем нагрузки на организм занимающихся сравнительно невелик, и поэтому восстановление работоспособности происходит главным образом естественным путем.

Наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления. Они предусматривают оптимальное построение педагогического процесса, рациональное построение тренировки в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла, рациональное сочетание работы и интервалов отдыха в тренировочных занятиях. Все это создает условия для профилактики перенапряжения, способствует оптимальному протеканию восстановительных процессов.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется систематическое применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера.

Витаминизация должна проводиться с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также с учетом количества витаминов, поступающих в пищевом рационе.

Юные спортсмены должны овладеть основными приемами самомассажа и систематически применять их.

 В плане психологического восстановления рекомендуется частая смена тренировочных средств и проведение упражнений, где это возможно, в игровой форме.

Участие в соревнованиях.

Соревновательный период состоит из формирующего и завершающего этапов. Формирующий этап служит для подведения к основным соревнованиям, изучения и стабилизации навыков технико-тактической подготовки, адаптации учащихся к скорости и соревновательным условиям. На завершающем этапе юные спортсмены должны проявить умение мобилизовать все свои возможности и реализовать имеющийся потенциал.

Согласно режима учебно-тренировочной работы, на конец учебного года учащиеся ГНП-1г.о. должны выполнить 3юношеский разряд, учащиеся ГНП-2г.о. - 2 юношеский разряд. Для этого им необходимо                                                               принять участие в соревнованиях: ГНП-1 не менее чем в четырех, ГНП-2 - в шести соревнованиях.

 На этапе начальной подготовки планируется участие в "Первенстве Красноярского края" и школьных соревнованиях.

 

 

 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

 

 Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью спортсменов.

Контроль уровня обучения по теоретической подготовке проводится в форме собеседования.

Контрольные нормативы определяют уровень развития  физических качеств: скоростных способностей, силовых, выносливости, координации движений, гибкости. В течение учебного года такие испытания проводятся с целью оценить уровень подготовленности, прирост физического развития учащихся.

Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, из положения стоя спиной вперед из-за головы двумя руками. Вес ядра 3 кг.  Ступни ног должны быть на уровне линии отсчета.  Даются две попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

Максимальное сгибание стоя(см). Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Удержание основного положения саночника. Спортсмен лежит на санях. Без веса. Дается одна попытка.

Бег 600 метров. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

 Таблица  нормативов разработана на основе учебной программы "Санный спорт" для детско-юношеских школ олимпийского резерва.

 

                                Контрольно – переводные нормативы

 Наименования

тестов

баллы

ГНП-1

ГНП-2

10-11

11-12

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Бег 30 м, с

3

5,0

5,1

4,9

5,0

2

5,5

5,9

5,4

5,6

1

6,2

6,5

6,0

6,3

Прыжок в длину с места, м

3

1,90

1,75

1,95

1,80

2

1,70

155

1,75

1,60

1

1,50

1,35

1,55

1,40

Максимальное сгибание стоя, см

3

10

12

12

14

2

7

8

8

9

1

3

3

4

4

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

7,0

5,0

8,0

6,0

2

6, 0

4,0

7,0

5,0

1

5,0

3,0

6,0

4,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

8,0

6,0

9,0

7,0

2

7,0

5,0

8,0

6,0

1

6,0

4,0

7,0

5,0

Удержание основного положения, с

3

50

40

60

50

2

40

30

50

40

1

30

20

40

30

Бег 800 м, мин

3

4,10

4,30

3,50

4,20

2

4,30

4,50

4,20

4,50

1

4,50

5,10

4,50

5,20

отлично – 21 – 17 баллов                    удовлет. - 10 –  7 баллов

хорошо  – 16 – 11  баллов                   неудовл.-   6 баллов и меньше

 

 

                                           ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.
  4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.
  6. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.
  7. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
    1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
    2. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
    3. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.
    4. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.
    5. Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.

 

Дополнительная

1.Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

2. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

3. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.

4. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.

6. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

7. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.

9.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

10. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

11. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.

12. Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.

13. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.

     

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)