Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для тренировочной группы

третьего, пятого годов обучения

 

 

 Разработчик:

Жеман Жанна Викторовна

тренер-преподаватель высшей категории

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по санному спорту для тренировочных групп третьего, пятого годов обучения "Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по санным видам  спорта" разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Слагаемые физической культуры и спорта: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, мотивы и освоение знаний, умений и способов осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Цель данной программы – содействовать всестороннему и гармоническому развитию личности посредством физической культуры и спорта занимающихся.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- привлечение оптимального количества детей  и подростков к систематическим занятиям спортом;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- развитие двигательных способностей;

- обучение жизненно важным знаниям, умениям и навыкам.

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

- подготовку спортсменов высокой квалификации – резерва в сборную команду России по санному спорту;

- профилактику проявления асоциального поведения среди занимающихся.

В реализации программы принимают участие юноши, девушки в возрасте  14-16 лет. Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки.

Подготовленная программа отличается от раннее используемых изменением режима учебно-тренировочной работы, часовой нагрузки в годовом учебном плане процесса подготовки и контрольных нормативов. Взяв во внимание нормативы сборной команды России по санному спорту, а так же, учитывая опыт и рекомендации тренеров,  были изменены виды и оценки контрольных нормативов.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые, индивидуальные,  учебно-тренировочные и теоретические занятия, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях и медико-восстановительные мероприятия.

В процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы решаются разнообразные задачи: дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, содействие гармоническому развитию, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых  для совершенствования технико-тактической подготовки, прочное овладение основами техники санного спорта, приобретение соревновательного опыта, совершенствование морально-волевых качеств.

Важными задачами являются воспитание спортивного трудолюбия, совершенствование навыков самостоятельной работы, ведения дневника спортсмена, усвоение основных положений теоретического материала, предусмотренного программой.

В учебно-тренировочных группах возрастают по годам обучения объемы всех основных разделов подготовки – общей физической, специальной физической, технико-тактической. Динамика соотношения объемов ОФП и СФП характеризуется последовательным возрастанием по годам обучения удельного веса СФП.

Программа рассчитана: для ТГ-3г.о на 780 часов., из них 14 часов теоретическая подготовка, 350 часов на ОФП, СФП  92 часа, технико-тактическая подготовка 238 часов, контрольные испытания 12 часов, участие в соревнованиях 24 часа, восстановительные мероприятия 42 часа, инструкторско-судейская практика 8 часов; для ТГ-5 г.о. на 936 часов, из них теоретическая подготовка 14 часов, ОФП - 402 часа, СФП-92 часа, технико-тактическая подготовка 320 часов, контрольные испытания 12 часов, участие в соревнованиях 30 часов, восстановительные мероприятия 58 часа, инструкторско-судейская практика 8 часов.

Формы контроля:

Собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

  Учащиеся должны знать:

-правила соревнований по санному спорту.

 Уметь:

- правильно выполнять упражнения по ОФП, СФП.

-анализировать ошибки прохождения по трассе и способы исправления.

Обладать:

- техникой стартового разгона.

-техникой прохождения по трассе.

Учащиеся ТГ 5г.о. сдают экзамены по теоретической подготовке в форме тестов по истории санного спорта, технико-тактической подготовке, судейству.

На конец учебного года  выполнение в УТГ - 3.г.о. II –III разряда, в УТГ - 5г.о. - I, КМС.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

 

В том числе

Теоре

тичес

ких

Практичес

ких

ТГ-3

ТГ-5

ТГ-3,5

ТГ-3

ТГ-5

1.

Теоретическая подготовка

14

14

14

 

 

1.1.

Физическая культура и спорт важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья

1

1

1

 

 

1.2.

ЕВСК. Спортивный разряд, звание.

1

1

1

 

 

1.3

Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние занятий спортом на растущий организм.

 

1

 

1

 

1

 

 

1.4.

Физиологические основы спортивной тренировки.

1

1

1

 

 

1.5.

Личная и общественная гигиена.

1

1

1

 

 

1.6.

Врачебный контроль и самоконтроль.

1

1

1

 

 

1.7.

Сущность спортивной тренировки.

1

1

1

 

 

1.8.

Основные виды спортивной подготовки.

2

2

2

 

 

1.9.

Основы техники и тактики санного спорта.

2

2

2

 

 

1.10.

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки

1

1

1

 

 

1.11.

Спортивные соревнования. Планирование и проведение.

1

1

1

 

 

1.12.

Инструкторская и судейская практика.

1

1

1

 

 

2.

Общая физическая подготовка

350

402

 

350

402

3.

Специальная физическая подготовка

92

92

 

92

92

4.

Техническая подготовка

100

100

 

100

100

5.

Тактическая подготовка

38

20

 

38

20

6.

Интегральная подготовка

100

200

 

100

200

7.

Участие в соревнованиях

24

30

 

24

30

8.

Контрольные нормативы

12

12

 

12

12

9.

Восстановительные мероприятия

42

58

 

42

58

10.

Инструкторская и судейская практика

8

8

 

8

8

 

Всего часов в год

780

936

14

766

922

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка

 

1.1

Физическая культура и спорт важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья. Достижения российских Олимпийцев, спортсменов Красноярского края.

1.2

ЕВСК. Спортивный разряд,звание. Классификация соревнований и   их значение. Школьные, краевые, Российские, международные.

1.3

 Краткие сведения о строении и функциях организма.

Влияние занятий спортом на растущий организм. Строение мышц ,

 их функции. Что называется дыханием .Строение и функции

органов     пищеварения, нервной системы

1.4

Физиологические основы спортивной тренировки.

 Что такое двигательное умение и навык. Формы контроля за физической    подготовкой.

1.5

Личная и общественная гигиена.

Гигиенические требования кпище и питанию.

1.6

Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение врачебного контроля при занятиях спортом. Понятие о травмах.

1.7

Сущность спортивной тренировки.

Что такое спортивная тренировка,  ее формы. Структура тренировочного занятия.

1.8

Основные виды спортивной подготовки. Морально- волевая подготовка. Физические способности (силовые, скоростные, координационные и способности к выносливости и гибкости).

1.9

Основы техники и тактики санного спорта.  Взаимосвязь техники с

общей и специальной физической подготовкой. Анализ

техники  стартового разгона. Техника прохождения трассы в

зависимости от ее особенностей, состояния ледового     покрытия.

Разбор техники и тактики спусков на моделях трасс.

1.10

Планирование  и учет в процессе спортивной тренировки.          Годовой план, его содержание(месячный план, поурочный план - ко    конспект).

1.11

Спортивные соревнования. Планирование и проведение. Роль

спортивных соревнований в учебном процессе. Правила соревнований и их организация.

1.12

Инструкторская и судейская практика. Судейство соревнований

( внутришкольных, краевых).

 

Общая физическая подготовка

Бег разной интенсивности на стадионе, на местности в чередовании с физическими упражнениями с использованием подручных средств (висы, лазание, подтягивание, метание, преодоление препятствий и т.д.).    

          Обшеразвиваюшие упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса (с акцентом на скоростные широко амплитудные движения ), для развития мышц туловища (преимущественно скоростно-силовой направленности), для развития мышц ног.

          Элементы  тяжелой атлетики - упражнения с отягощением (штанга, гиря, грузы, ядро) преимущественно весом до 30 кг.

          Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в стороны, перевороты боком, стойка на руках у стены и с помощью партнера, мост из положения стоя опусканием назад на руки, на голову, затяжные прыжки, кувырки вперед и назад, сальто назад в группировке, прыжки с приземлением в горизонтальное положение на батуте.

           Виды легкой атлетики – бег на различные дистанции, прыжки, метания прыжки с места и с разбега в длину и высоту, многоскоки.

            Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом по бревну; то же с усложнением путем установки препятствий и повышения высоты снаряда; передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости, с поворотами, с предметами в руках; балансирование на одной и двух ногах.

           Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч.

            

Специальная физическая подготовка

Имитация стартового рывка сидя на скамье (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов); то же сидя в санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз-блоки-груз» с отягощением, равными сопротивлению в реальных условиях старта; то же с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением.

Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью резинового жгута, утяжелителей)

Упражнения на рельсовой откатной эстакаде.

Продвижение на роликовых санях на скорость с помощью «пингвинов».

Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками за голову, снизу вперед, снизу назад и т.д. Упражнение в парах: метание навстречу друг другу с места приземления ядра партнера(выигрыш определяется по отклонению точки последнего приземления ядра от черты первого метания).

Удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки; то же с отягощением (на голове и ногах).

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате; забегания  влево и вправо из положения моста.     

Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта.

Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений.

 

Технико-тактическая подготовка

 Тренировка на роликовых санях по трассе с  постепенным повышением высоты и увеличением протяженности спусков; спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.); соревновательные спуски с оценкой различных сторон мастерства (правильности основного положения, управления, скорости и т.д.); спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей.

Ледовая подготовка на трассе: спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей; спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники ( вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение спаренных виражей и т. д.). Совершенствование техники прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия. Совершенствование прохождения трассы в целом; совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение и совершенствование техники старта: совершенствование техники старта с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники старта (рывок, «пингвины», сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.); совершенствование техники старта в целом. Изучение вариантов техники старта в зависимости от специфики стартовой эстакады (расположение ручек, характеристика наклона и т.д.); совершенствование техники старта на ледовых площадках; совершенствование техники старта с применением средств срочной информации.

Дополнительные навыки: совершенствование навыков запоминания трассы; совершенствование умения мысленного воспроизведения прохождения трассы; совершенствование навыков самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления; овладение навыками использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

Участие в соревнованиях

На формирующем этапе соревновательного периода решаются задачи повышения психологической устойчивости, стабильности технико-тактических действий, дальнейшего совершенствования отдельных элементов и техники в  целом. Здесь на первый план выдвигается соревновательный метод подготовки с всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски. На завершающем этапе соревновательного периода основной задачей является достижение максимальной готовности к соревнованиям, реализации всего накопленного потенциала.

Восстановительные мероприятия.

В учебно-тренировочных группах рекомендуется в полном объеме применять педагогические средства восстановления.

Поскольку нагрузки здесь значительно возрастают, по сравнению с группами начальной подготовки, то особое внимание в дозировках должно уделяться индивидуальной переносимости тех или иных нагрузок. В качестве критериев нагрузки упражнений следует использовать субъективный отчет спортсменов, а также объективные показатели (пульс, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.).

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя гигиенический душ, самомассаж, витаминизацию. Парная и суховоздушная бани применяются один раз в 7-10 дней. В парной бане температура воздуха должна быть до +600 при относительной влажности до 50%, а в сауне до +90- +1000 при относительной влажности около 10%. Рекомендуется не более двух заходов по 5мин., между которыми применяется душ температурой +13- +150 в течение 20-40с, а затем +37- +390 в течение 1,5-2мин. В одном сеансе не следует применять более одной процедуры.

К психологическим средствам восстановления, помимо средств, указанных для групп начальной подготовки, следует отнести применение аутогенной тренировки. Изучение аутогенной тренировки и привитие необходимых навыков и привычек создает предпосылки для более успешного использования ее на последующих этапах подготовки.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Уровень физической подготовленности определяется согласно нормативам:

Бег 60м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Бег 1000м. Испытание проводятся по общепринятой методике. Стартуют группой по 5-8 человек.

Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз. Подтягивание выполняется без рывков, ноги вместе.

Метание ядра 4кг. Принимаются 2 вида метаний: Из положения стоя, лицом впереди из положения стоя спиной назад двумя руками. Из двух попыток  учитывается лучший результат.

Гибкость. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Основное положение саночника. Спортсмен лежит в санях. На лоб спортсмена вешается груз на ремне. Результат фиксируется секундомером.

 

Переводные нормативы  по санному спорту

Наименование тестов

балл

УТГ - 3 г.о.

УТГ - 5 г.о.

юноши

девушки

юноши

девушки

Бег 60 м, с

3

8,5

9,4

8,3

9,2

2

9,0

9,9

8,8

9,7

1

9,5

10,4

9,3

10.2

Прыжок в длину с места, м

3

2,20

1,95

2,35

2,00

2

2,00

1,75

2,25

1,80

1

1,80

1,55

2,05

1,60

Максимальное сгибание стоя

(гибкость), см

3

16

17

17

19

2

11

13

13

15

1

7

9

9

12

Метание ядра из положения стоя:

снизу вперед, м

3

10,0

8,0

12,0

10,0

2

9,5

7,5

11,0

9,0

1

8,5

6,5

10,0

8,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

11,0

9,0

13,0

11,0

2

10,5

8,5

12,0

10,0

1

9,5

7,5

10,0

9,0

Удержание  основного положения, с

3

60

50

70

60

2

50

40

60

50

1

40

30

50

40

Бег 1000 м, мин

3

3,45

4,20

3,20

4,20

2

3,50

4,35

3,40

4,35

1

4,05

4,50

3,55

4,50

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  5. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.
  6. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
  7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.
  8. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.
  9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
  10.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,
  11. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
  12. Санный спорт. Правила соревнований М., ФиС., 1976г.
  13. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

Дополнительная литература    

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

2. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

5. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

7. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org