Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для тренировочных групп

первого, второго годов обучения

 

 

Разработчики:

Чепурная Татьяна Владимировна

тренер-преподаватель

высшей категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Рабочая программа по санному спорту для тренировочных групп первого, второго годов обучения учреждения дополнительного образования детей разработана на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт" (1998г.) для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.    

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 12-14 лет.

Программа осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся. Её использование дает возможность развития как физических способностей так и морально волевых качеств, овладение специфическими, спортивными навыками и стратегиями, что положительно сказывается на выступлениях спортсменов в соревнованиях и раскрывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов на  учебный год.

Рабочая программа для УТГ 1,2  года обучения, рассчитана на 624 часа и включает в себя разделы: теоретическая подготовка, ОФП, СФП, технико-тактическая, интегральная подготовка, контрольные испытания, инструкторская практика, восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях.

        Максимальный режим  учебно-тренировочной работы 12 часов в неделю, максимальная продолжительность одного занятия 3 академических часа.  

Цель  реализации программы:

- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся;
- Воспитание спортивного резерва для сборной команды Красноярского края по санному спорту.
         Задачи:
- приобщение подростков к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом;
- совершенствование физических качеств, необходимых для занятий санным спортом; 
- освоение и совершенствование техники и тактики санного спорта;
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Формой подведения реализации программы считаются:  наилучший результат выступлений на соревнованиях различного уровня, выполнение разрядных требований, контрольные нормативы, которые являются неотъемлемым компонентом системы управления спортивной тренировкой.

Формы занятий: спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные; индивидуальные.

Формы контроля: собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

  Учащиеся должны знать:

- историю, особенности зарождения, развития физической культуры и спорта, в том числе избранного вида спорта;

- о способах и особенностях движений, передвижений;

- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

- о причинах травматизма на учебно-тренировочных занятиях.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

-выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты, выносливости.

-технически правильно осуществлять двигательные действия во время тренировочного процесса, использовать их в условиях соревновательной деятельности.

-проводить  занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях.

Учащиеся должны принять участие в школьных, краевых соревнованиях. Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года: выполнение для ТГ 1 г.о. - 1-2 юношеского разряда., для ТГ -2г.о.- 1 юношеского -III спортивного разряда.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе, час

теория

практика

контроль

I

Теоретическая подготовка

16

16

 

 

1

 Физическая культура и спорт.     

2

2

 

 

2

Обзор развития санного спорта.

2

2

 

 

3

Закаливание и гигиенические требования.

1

1

 

 

4

 Значение и содержание врачебного контроля при занятиях  физической культурой и спортом.

2

2

 

 

5

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

 

6

Строение мышц и их функции.

1

1

 

 

7

Сущность спортивной тренировки.

2

2

 

 

8

Основы техники и тактики санного спорта

2

2

 

 

9

Основные сведения о ЕВСК- условия выполнения норм ЕВСК

1

1

 

 

10

 Спортивные соревнования. Правила соревнований.

1

1

 

 

II

Общая физическая подготовка

348

 

348

 

1

Быстрота

69

 

69

 

2

Выносливость

73

 

73

 

3

Прыгучесть

33

 

33

 

4

Сила

53

 

53

 

5

Ловкость, координация

103

 

103

 

6

Гибкость

17

 

17

 

III

Специальная физическая подготовка

43

 

43

 

1

Специальная скоростно-силовая подготовка

28

 

28

 

2

Специальная выносливость

15

 

15

 

IV

Технико-тактическая подготовка

142

 

142

 

1

Техническая подготовка

52

 

52

 

2

Тактическая подготовка

20

 

20

 

3

Интегральная подготовка

70

 

70

 

V

Контрольные испытания

9

 

 

9

1

Этапные

6

 

 

6

2

Переводные

3

 

 

3

VI

Инструкторско-судейская практика

8

 

8

 

VII

 Восстановительные мероприятия

36

 

36

 

VIII

 Участие в соревнованиях

22

 

22

 

1

Первенство Красноярского Края

6

 

6

 

2

Школьные

16

 

16

 

 

ВСЕГО:

624

16

599

9

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теоретическая подготовка (16 часов)

1.  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.     (2)

Понятие о физической культуре и спорте. Возникновение и развитие Олимпийского движения. Физическая культура, как средство всестороннего развития личности. Физкультура для укрепление здоровья учащихся. Спортивная школа, ее задачи и содержание деятельности. Права и обязанности учащегося СДЮШОР.                                                   

 2. ОБЗОР РАЗВИТИЯ САННОГО СПОРТА. (2)

 История развития санного спорта в России. Развитие вида спорта в крае, городе. Школьные традиции.. Лучшие  достижения спортсменов школы, города,  края. Инвентарь и оборудование, хранение и уход за ним. Правила поведения и безопасности на занятиях.

3. ЗАКАЛИВАНИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ.(1)

 Гигиенические требования  к одежде, обуви, местам занятий. Правила личной гигиены. Режим дня, сна и отдыха. Правила поведения и безопасности при выполнении физических упражнений. Основные правила закаливания, его значение. Понятие об инфекционных заболеваниях.

4. ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ  ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.

Врачебный контроль и самоконтроль. Временное ограничение физических нагрузок  после перенесенных  заболеваний. Сущность самоконтроля и его роль при занятии спортом. Дневник самоконтроля. 

 5. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

Что называется кровообращением. Большой и малый круг кровообращения. Что называется дыханием. Виды дыхания. Что такое ЖЕЛ.

6. СТРОЕНИЕ МЫШЦ И ИХ ФУНКЦИИ. (1)

Классификация мышц. Влияние тренировочных нагрузок на мышцы.

Как изменяется строение мышц в зависимости от возраста и занятий спортом.

7. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. (2)

 Что такое спортивная тренировка. Значение систематических занятий физическими упражнениями  для здоровья. Общая характеристика спортивной тренировки. Физические упражнения, как средство. Структура  учебно-тренировочного занятия. Построение и содержание разминки. Цель домашних заданий. Воспитание необходимых качеств спортсмена.

8. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ САННОГО СПОРТА. (2)

Терминология санного спорта. Взаимосвязь техники с общей и специальной физической подготовкой, с волевой подготовкой спортсмена. Силы влияющие на систему "сани-спортсмен" при спуске на трассе. Определение ошибок в технике, причины их возникновения и средства исправления.

9. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЕВСК.  УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ЕВСК.  (1)               Понятия о Единой всероссийской спортивной классификации. Содержание требований спортивной классификации. Понятие "Спортивный разряд, звание", условия их выполнения.

10. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.(1)

Роль соревнований в учебном процессе. Классификация соревнований и их значение. Правила соревнований по санному спорту. Права и обязанности участников соревнований. Правила поведения на соревнованиях.

 

Общая физическая подготовка. (348 часов)

Комплексы упражнений, используемые для развития гибкости, быстроты, выносливости, прыгучести, силы, ловкости и координации.

Развитие гибкости:  

- широкие стойки на ногах;

- ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами;

- наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах;

- выпады и полушпагаты на месте; 

- высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;

- комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах);

- индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: 

- произвольное преодоление простых препятствий;

- передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;

- ходьба по гимнастической скамейке с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;

- игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя);

- жонглирование малыми предметами;

- преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки;

- комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;

- равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия;

- упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие;

- упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;

- передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу;

- бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;

- пробегание коротких отрезков из разных исходных положений;

- прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие силовых способностей:

- динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи, гантели),

- комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением;

- лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев);

- подтягивание в висе, полувисе;

- отжимание, лежа с опорой на гимнастическую скамейку;

- прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево),

- прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами;

- переноска партнера в парах;

- передача набивного мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений;

- метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди);

- повторное выполнение беговых нагрузок в горку;

- прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров;

- прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте;

- прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;

- запрыгивание с последующим спрыгиванием.

 Развитие быстроты:

- повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений;

- челночный бег;

- бег с горки в максимальном темпе;

- ускорение из разных исходных положений;

- броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости:

- равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;

- повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха);

- бег на дистанцию до 1000 м;

- равномерный 6-и минутный бег.

Формирование осанки:

- ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;

- комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа;

- комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

   Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы.Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Подвижные и спортивные игры.

 Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,ловкость и координацию.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Игра в баскетбол.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры. Игра в волейбол.

Футбол: ведение и передача мяча, удары ногой по мячу. Игра в футбол.

 Пионербол: прием, броски и передача мяча, подачи мяча. Игра в пионербол.

 

 

Специальная физическая подготовка (43 часа)

Комплексы упражнений для повышения уровня специальной физической подготовки:

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с помощью резиновых жгутов); то же сидя в санях. Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз-блоки-груз» с отягощениеми, равными сопротивлению в реальных условиях старта; то же с увеличенным отягощением, с уменьшенным отягощением.

Имитация «пингвинов» (сопротивление создается с помощью резинового жгута).

    Упражнения на рельсовой откатной эстакаде.

    Продвижение на роликовых санях на скорость с помощью «пингвинов».

          Метание набивных мячей и ядер различного веса из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками за голову, снизу вперед, снизу назад и т.д. Упражнение в парах: метание навстречу друг другу с места приземления ядра партнера; выигрыш определяется по отклонению точки последнего приземления ядра от черты первого метания.

          Удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки;

Удержание основного положения саночника с отягощением на голове;         

Упражнения для развития мышц шеи – сгибания, разгибания и круговые движения с сопротивлением партнера, со специальными шлемами-отягощениями разного веса; сгибание и разгибание шеи в положении моста на мате; забегания влево и вправо из положения моста     

        Упражнения с различными отягощениями (штанга, гири, гантели, веса), близкие по структуре к элементам техники санного спорта.

        Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений.

        Упражнения на гибкость с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед; то же в парах с активной помощью партнера.

 

Технико-тактическая подготовка. (142 часа)

Техническую подготовку выполняют на протяжении всего подготовительного и соревновательного периода.

Роликовая подготовка: июнь - сентябрь.

- спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.);

- спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей.

- соревновательные спуски с оценкой различных сторон мастерства (правильности основного положения, управления санями);

Ледовая подготовка: ноябрь - март.  

- спуски по трассе с постепенным увеличением дистанции, числа проходимых виражей;

- спуски с акцентированием внимания на прохождение элементов трассы ( вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение спаренных виражей и т. д.).

- совершенствование техники прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия.

- совершенствование прохождения трассы в целом;

- совершенствование прохождения трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

 Изучение и совершенствование техники старта:

- обучение исовершенствование техники старта с акцентированием внимания на выполнении различных элементов старта (выкат, складывание, рывок, «пингвины», сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.);

- совершенствование техники старта на ледовых площадках;

- совершенствование техники старта в целом.

- изучение вариантов техники старта в зависимости от специфики стартовой эстакады (расположение ручек, характеристика наклона и т.д.);

- совершенствование техники старта с применением средств  срочной информации.

   Дополнительные навыки:

- навыки запоминания трассы;

- умение мысленного воспроизведения прохождения трассы;

 - навыки самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления;

- овладение навыками использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

 

Инструкторская и судейская практика (8 часов)

Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны:

- овладеть терминологией санного спорта,

- ознакомиться с правилами соревнований.

 

Восстановительные мероприятия (36 часов)

В тренировочных группах в полном объеме применяются педагогические средства восстановления.

          Особое внимание в дозировках уделяется индивидуальной переносимости тех или иных нагрузок. В качестве критериев нагрузочной упражнений используется субъективный отчет спортсменов, а также объективные показатели (пульс, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.).

          Медико-биологическая группа восстановительных средств, включает в себя гигиенический душ, восстановительный массаж, витаминизацию. Парная и суховоздушная бани применяются один раз в 7-10 дней. В парной бане температура воздуха должна быть до +600 при относительной влажности до 50%, а в сауне до +90- +1000 при относительной влажности около 10%. Рекомендуется не более двух заходов по 5мин., между которыми применяется душ температурой +13- +150 в течение 20-40с, а затем +37- +390 в течение 1,5-2мин. В одном сеансе не следует применять более одной процедуры.

           К психологическим средствам восстановления, помимо педагогических средств, относится применение аутогенной тренировки. Изучение аутогенной тренировки и привитие необходимых навыков и привычек создает предпосылки для более успешного использования ее на последующих этапах подготовки.

 

Участие в соревнованиях (22 часа)

Соревновательный период состоит из формирующего (декабрь) и завершающего (январь-март).

На первый план выдвигается соревновательный метод подготовки со всесторонним анализом спусков по данным средств срочной информации,  внесением на этой основе коррекции в последующие спуски.

Учащиеся должны принять участие в одних краевых соревнованиях ("Первенство Красноярского края") и в школьных соревнованиях (минимум четырех).

Задачи:

 Декабрь - совершенствование элементов техники,

- развитие специальных физических качеств,

- повышение стабильности технико-тактических действий,

- повышения психологической устойчивости,

Январь-март - совершенствование технико-тактической подготовки, реализация результатов подготовки, накопленного потенциала.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Контрольные нормативы ( 9 часов)

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью спортсменов.

Контроль уровня обучения по теоретической подготовке проводится в форме собеседования. Контрольные нормативы определяют уровень развития  физических качеств: скоростных способностей, силовых, выносливости, координации движений, гибкости. В течение учебного года такие испытания проводятся с целью оценить уровень подготовленности, прирост физического развития и совершенствования технического мастерства учащихся.

Физическая подготовка.

Бег 60 м (сек). Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места (см). Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Метание ядра из положения стоя (м): снизу вперед, из положения стоя спиной вперед из-за головы двумя руками. Вес ядра 3 кг.  Ступни ног должны быть на уровне линии отсчета .  Даются две попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

Максимальное сгибание стоя(см). Спортсмен стоит согнувшись на скамейке, ноги вместе, руки вместе, колени не сгибать.

Удержание основного положения саночника. Спортсмен лежит на санях. На голову подвешивают ремень с грузом (7,5 кг). Дают одну попытку.

Бег 800 метров. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий.

 Таблица  нормативов разработана на основе учебной программы "Санный спорт" для детско-юношеских школ олимпийского резерва.

 

КОНТРОЛЬНО – ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

Наименования

тестов

балл

УТГ-1

УТГ-2

12-14

13-15

юноши

девушки

юноши

девушки

Бег 60 м, с

3

9,0

9,9

8,7

9,6

2

9,5

10,4

9,2

10,1

1

10,0

10,9

9,7

10,6

Прыжок в длину с     места, м

3

2,00

1,85

2,10

1,90

2

1,80

1,65

1,90

1,70

1

1,60

1,45

1,70

1,50

Максимальное сгибание стоя, см

3

14

15

15

16

2

8

10

9

12

1

4

6

5

8

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

9,0

7,0

10,0

8,0

2

7,5

6,0

9,0

7,0

1

6,0

5,0

8,0

6,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

10,0

8,0

11,0

9,0

2

9,0

7,0

10,0

8,0

1

8,0

6,0

9,0

7,0

Удержание основного положения, с

3

70

60

80

70

2

60

55

70

60

1

55

50

60

55

Бег 800 метров

3

 3,45

4,15

3,40

4,10

2

4,15

4,45

4,10

4,40

1

4,45

5,15

4,40

5,10

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература

Основная

  1. "Санный спорт", учебная Программа для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, Красноярск, 1998г.
  2. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  3. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.
  4. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  5. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.
  6. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.
  7. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  8. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.

 

Дополнительная

1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

2. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

3. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.

4. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.

6. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

7. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.

9.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

10. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

11. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.

12. Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.

13. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.

14. Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.

 

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)