Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для групп начальной подготовки  

первого, второго годов обучения

 

 

 

Разработчик:

Ермолаев Максим Евгеньевич

тренер-преподаватель

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа для групп начальной подготовки первого, второго годов обучения отделения «Санный спорт» (далее Программа) составлена на основе модифицированной учебной программы "Санный спорт"  для детско-юношеских спортивных школ (1998г.)  и адаптирована к условиям деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Цель программы - создание условий для освоения учащимися знаний, умений и навыков санного спорта на базовом уровне.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 10-12 лет. Программа рассчитана на 312 часов, из них 9 часов теоретическая подготовка, 224 часа - ОФП, СФП - 18 часов, технико-тактическая подготовка 38 часов, контрольные испытания 8 часов, соревнования 10 часов, восстановительные мероприятия 5 часов.

Программа включает в себя пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др. 

Занятия санным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия санным спортом могут только тогда, когда саночник в полной мере владеет техникой прохождений виражей, техникой стартового разгона. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов саночников.

Цель программы обучения:

 - Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся

- Воспитание спортивного резерва для занятия санным спортом

Задачи программы обучения:

- приобщение подростков к здоровому образу жизни

- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом

- развитие физических качеств, необходимых для занятий санным спортом

- освоение техники и тактики прохождения виражей, прямых

 - формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

В работе применяется широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности. Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На занятиях широко используется игровой метод. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме.

На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития санного спорта, основах гигиены, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики санного спорта.

Формы занятий: групповые, самостоятельные; соревновательные; индивидуальные.

Формы контроля: собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Основными показателями выполнения программных требований  на данном этапе начальной подготовки являются - динамика прироста показателей физической подготовленности;  уровень освоения основ техники санного спорта.

Минимальные требования для ГНП-1г.о. по спортивной подготовке на конец учебного года - выполнение III юношеского разряда, для ГНП-2г.о. III-II юношеского разряда.

Учащиеся будут знать: правила техники безопасности на занятиях по санному спорту; историю санного спорта.

Будут уметь: правильно выполнять упражнения по ОФП, а также разминку и зарядку, управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.

Будут обладать: элементарными навыками по личной гигиене; навыками техники санного спорта.

 

Учебно-тематический план для ГНП-1 г.о.

 

№ п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

9

9

 

1.1.

Физическая культура и спорт.

2

2

 

1.2.

Обзор развития вида спорта.

1

1

 

1.3.

Личная и общественная гигиена.

1

1

 

1.4.

Понятие о спортивной тренировке.

1

1

 

1.5.

Врачебный контроль и самоконтроль

1

1

 

1.6.

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

1

1

 

1.7.

Единая всероссийская спортивная                

классификация. Правила соревнований                       

1

1

 

1.8.

Основы техники и тактики санного спорта

1

1

 

2.

Общая физическая подготовка

224

 

224

 

   -  быстрота

25

 

25

 

   -   сила

33

 

33

 

   -   выносливость

26

 

26

 

   -   прыгучесть

19

 

19

 

   -   ловкость, координация

66

 

66

 

   -   гибкость

55

 

55

3.

Специальная физическая подготовка

18

 

18

4.

Техническая подготовка

24

 

24

 

   -   ледовая подготовка

13

 

13

 

   -   роликовая подготовка

8

 

8

 

   -   стартовая подготовка

3

 

3

5.

Тактическая подготовка

10

 

10

6.

Интегральная подготовка

4

 

4

7.

Участие в соревнованиях

10

 

10

8.

Контрольные нормативы

8

 

8

9.

Восстановительные мероприятия

5

 

5

 

Всего часов в год

312

9

303

 

Учебно-тематический план для ГНП-2 г.о.

 

№ п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

16

16

 

1.1.

Физическая культура и спорт.

2

2

 

1.2.

Обзор развития вида спорта.

2

2

 

1.3.

Личная и общественная гигиена.

2

2

 

1.4.

Понятие о спортивной тренировке.

2

2

 

1.5.

Врачебный контроль и самоконтроль

2

2

 

1.6.

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

1.7.

Единая всероссийская спортивная                

классификация. Правила соревнований                       

2

2

 

1.8.

Основы техники и тактики санного спорта

2

2

 

2.

Общая физическая подготовка

296

 

296

 

   -  быстрота

32

 

32

 

   -   сила

66

 

66

 

   -   выносливость

36

 

36

 

   -   прыгучесть

76

 

76

 

   -   ловкость, координация

76

 

76

 

   -   гибкость

62

 

62

3.

Специальная физическая подготовка

44

 

44

4.

Техническая подготовка

44

 

44

 

   -   ледовая подготовка

27

 

27

 

   -   роликовая подготовка

13

 

13

 

   -   стартовая подготовка

8

 

8

5.

Тактическая подготовка

10

 

10

6.

Интегральная подготовка

10

 

10

7.

Участие в соревнованиях

14

 

14

8.

Контрольные нормативы

8

 

8

9.

Восстановительные мероприятия

26

 

26

 

Всего часов в год

468

16

452

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций инепосредственно в тренировке.

Особое внимание в группах начальной подготовки должно быть уделено изучению правил и привитию навыков техники безопасности санного спорта. При этом необходимо постоянно требовать неукоснительного соблюдения их на тренировке и соревнованиях.

1.1

Понятие о физической культуре и спорте.

История развития санного спорта в России.

Физическая культура, как средство всестороннего развития личности.

1.2

Обзор развития вида спорта.

Правила поведения и безопасности на занятиях

1.3

Личная и общественная гигиена.

Правила поведения и безопасности при выполнении физических упражнений.

1.4

Понятие о спортивной тренировке.

Воспитание необходимых качеств спортсмена

1.5

Врачебный контроль и самоконтроль.

Сущность самоконтроля и его роль при занятии спортом.

Дневник самоконтроля.

1.6

Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Дать понятие об анатомическом  строении тела человека

(костная система, связочный аппарат, мышцы).

1.7

Единая всероссийская спортивная классификация.

 Правила соревнований.

Обязанности и права участников соревнований.

Правила поведения на соревнованиях

1.8

Основы техники и тактики санного спорта.

Определение ошибок и пути их исправления в технике прохождения трассы

 

Общая физическая подготовка.

Бег в умеренном и среднем темпе, ускорения, бег на местности (кросс), бег в чередовании с физическими упражнениями в зависимости от условий, имеющихся на местности (висы, лазания, подтягивание, преодоление препятствий и т. д.).

Общеразвивающие упражнения для развития мышц и костно-связочного

аппарата рук и плечевого пояса, для развития мышц туловища, ног.

Упражнения с отягощением (гантели, гири, блины от штанги, грузы)  весом  до 8 кг.

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в сторону, стойка на лопатках, мост из положения лежа на спине.

Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом  по гимнастической скамейке; упражнения на уменьшенной опоре.

Виды легкой атлетики – бег на различные дистанции, прыжки, метания.

Подвижные игры и эстафеты: игры с бегом, элементами сопротивления, с прыжками, метаниями, преодолением препятствий. Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол.

 

Специальная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка в группах начальной подготовки осуществляется с учетом возраста занимающихся. В первую очередь применяются средства, обеспечивающие развитие быстроты в специальных движениях, а также гибкости. В упражнениях, включающих элементы силового характера, следует придерживаться ограничений, принятых для данного возрастного контингента.

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с по- мощью резиновых жгутов); то же сидя на санях.

Имитация «пингвинов» (дополнительных отталкиваний о лед) с сопротивлением, создаваемым жгутами.

Продвижение на роликовых санях, отталкиваясь руками о пол. Метание набивного мяча и облегченных ядер из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками над головой назад, снизу – вперед, снизу – назад и т. д.

Удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки.

Упражнения с отягощением с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств.

Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений с непредельным отягощением.

 Упражнения для развития мышц шеи – сгибания и разгибания с сопротивлением партнера, с отягощениями.

Упражнения для развития гибкости (с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед).

 

Технико-тактическая подготовка.

Тренировка на роликовых санях: спуски по  трассе с постепенным увеличением количества виражей, спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.); соревновательные спуски с оценкой различных сторон мастерства (правильности основного положения, управления санями, и т.д).

Ледовая подготовка на трассе: спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей; спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники (вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение связки виражей и т. д.). Обучение технике прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия. Обучение прохождению трассы в целом; обучение прохождению трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение техники старта: изучение техники старта с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники старта (выкат, складывание, рывок, «пингвины» постановка кистей, сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.); изучение техники старта в целом.

Дополнительные навыки: навык запоминания трассы; обучение умению мысленного воспроизведения прохождения трассы; обучение навыкам самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления; обучение навыкам использования срочной информации с целью исправления допущенных ошибок.

Восстановительные мероприятия.

В группах начальной подготовки общий объем нагрузки на организм занимающихся сравнительно невелик, и поэтому восстановление работоспособности происходит главным образом естественным путем.

Наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления. Они предусматривают оптимальное построение педагогического процесса, рациональное построение тренировки в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла, рациональное сочетание работы и интервалов отдыха в тренировочных занятиях. Все это создает условия для профилактики перенапряжения, способствует оптимальному протеканию восстановительных процессов.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется систематическое применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера.

Витаминизация проводится с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также с учетом количества витаминов, поступающих в пищевом рационе.

В плане психологического восстановления рекомендуется частая смена тренировочных средств и проведение упражнений, где это можно, в игровой форме.

Участие в соревнованиях.

Соревновательный период состоит из формирующего и завершающего этапов. Формирующий этап служит для подведения к основным соревнованиям, изучения и стабилизации навыков технико-тактической подготовки, адаптации учащихся к скорости и соревновательным условиям. На завершающем этапе юные спортсмены должны проявить умение мобилизовать все свои возможности и реализовать имеющийся потенциал.

Задачи соревновательного периода

 Декабрь:

- обучение элементов техники,

- развитие специальных физических качеств,

- повышение стабильности технико-тактических действий,

- повышения психологической устойчивости,

Январь-февраль:

- реализация результатов подготовки

Согласно режима учебно-тренировочной работы, на конец учебного года учащиеся ГНП-1г.о. должны выполнить 3юношеский разряд, учащиеся ГНП-2г.о. - 2 юношеский разряд. Для этого им необходимо                                                               принять участие в соревнованиях различного уровня: ГНП-1 не менее чем в четырех, ГНП-2 - в шести соревнованиях.

 На этапе начальной подготовки планируется участие в "Первенстве Красноярского края" и школьных соревнованиях.

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Контроль осуществляется по таблице нормативов.

Физическая подготовленность.

Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Бег 800м. Испытание проводятся по общепринятой методике. Стартуют группой по 5-8 человек.     

Метание ядра 3кг. Принимаются 2 вида метаний: Из положения стоя, лицом впереди из положения стоя спиной назад двумя руками. Из двух попыток  учитывается лучший результат.

Гибкость. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Основное положение саночника. Спортсмен лежит в горизонтальном положении поперек гимнастической скамьи. Результат фиксируется секундомером.

 

                                КОНТРОЛЬНО – ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

 

 Наименования

тестов

баллы

ГНП-1

ГНП-2

10-11

11-12

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Бег 30 м, с

3

5,0

5,1

4,9

5,0

2

5,5

5,9

5,4

5,6

1

6,2

6,5

6,0

6,3

Прыжок в длину с места, м

3

1,90

1,75

1,95

1,80

2

1,70

155

1,75

1,60

1

1,50

1,35

1,55

1,40

Максимальное сгибание стоя, см

3

10

12

12

14

2

7

8

8

9

1

3

3

4

4

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

7,0

5,0

8,0

6,0

2

6, 0

4,0

7,0

5,0

1

5,0

3,0

6,0

4,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

8,0

6,0

9,0

7,0

2

7,0

5,0

8,0

6,0

1

6,0

4,0

7,0

5,0

Удержание основного положения, с

3

50

40

60

50

2

40

30

50

40

1

30

20

40

30

Бег 800 м, мин

3

3,45

4,15

3,40

4,10

2

4,15

4,45

4,10

4,40

1

4,45

5,15

4,40

5,10

 

отлично – 21 – 17 баллов                    удовлет. - 10 –  7 баллов

хорошо  – 16 – 11  баллов                   неудовл.-   6 баллов и меньше

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература

   Основная

  1. 1.  Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
  2. 2.  Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

3. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

4. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.

  1. 5.  Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
  2. 6.  Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.
  3. 7.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,№2

8. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

9. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.

 

Дополнительная

1. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. — М.: Издательство «СААМ», 1995.

2. Родионова А.В., Худадов Н.А. Психология и современный спорт М., ФиС., 1982г.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

4.  Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

 

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)