Get Adobe Flash player

Образовательные программы в СДЮСШОР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по санному спорту

для группы начальной подготовки

второго года обучения

 

 

 

Разработчик:

Жеман Жанна Викторовна

тренер-преподаватель высшей категории

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа для учебной группы начальной подготовки второго года обучения отделения «Санный спорт» (далее Программа) составлена на основе примерной типовой программы для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к условиям деятельности учреждения дополнительного образования  для детей спортивной направленности.

Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в РФ.

Программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др. 

Занятия санным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия санным спортом могут только тогда, когда саночник в полной мере владеет техникой прохождений виражей, техникой стартового разгона. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов саночников.

Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:

 - Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся

- Воспитание спортивного резерва для сборной команды Красноярского края по санному спорту

Задачи:

- приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни

- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом

- развитие физических качеств, необходимых для занятий санным спортом

- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы

- обучение и освоение техники и тактики санного спорта

- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов.

Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности. Формы занятий:спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные; индивидуальные. Формы контроля: собеседование; практические задания; сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Поэтому, помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме.

Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития санного спорта, основах гигиены, самоконтроле и врачебном контроле, об обязанностях и правах участников соревнований, условиях выполнения разрядных требований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики санного спорта.

В реализации программы принимают участие мальчики и девочки в возрасте 11-12 лет. Программа рассчитана на 468 часов, из них 16 часов теоретическая подготовка, 296 часов на ОФП, СФП  42 часа, технико-тактическая подготовка 64 часа, контрольные испытания 10 часов, соревнования 14 часов, восстановительные мероприятия 26 часов.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Основными показателями выполнения программных требований  на этапе начальной подготовки являются следующие показатели: динамика прироста показателей физической подготовленности;  уровень освоения основ техники санного спорта.

Минимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года - выполнение II юн разряда.

Учащиеся будут знать: правила техники безопасности на занятиях по санному спорту; историю санного спорта.

Будут уметь: правильно выполнять упражнения по ОФП,СФП  а также разминку и зарядку.

Будут обладать: элементарными навыками по личной гигиене; навыками техники санного спорта.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов, подразделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоре-

тичес

ких

Прак-

тичес

ких

1.

Теоретическая подготовка

16

16

 

1.1.

Физическая культура и спорт.

2

2

 

1.2.

Обзор развития вида спорта.

2

2

 

1.3.

Личная и общественная гигиена.

2

2

 

1.4.

Понятие о спортивной тренировке.

2

2

 

1.5.

Врачебный контроль и самоконтроль

3

3

 

1.6.

Краткие сведения о строении и функциях                                        

организма человека

2

2

 

1.7.

Единая всероссийская спортивная                

классификация. Правила соревнований                       

2

2

 

1.8.

Основы техники и тактики санного спорта

1

1

 

2.

Общая физическая подготовка

296

 

296

 

   -  быстрота

39

 

39

 

   -   сила

40

 

40

 

   -   выносливость

37

 

37

 

   -   прыгучесть

35

 

35

 

   -   ловкость, координация

83

 

83

 

   -   гибкость

62

 

62

3.

Специальная физическая подготовка

42

 

42

4.

Техническая подготовка

40

 

40

 

   -   ледовая подготовка

30

 

30

 

   -   роликовая подготовка

7

 

7

 

   -   стартовая подготовка

3

 

3

5.

Тактическая подготовка

4

 

4

6.

Интегральная подготовка

20

 

20

7.

Участие в соревнованиях

14

 

14

8.

Контрольные нормативы

10

 

10

9.

Восстановительные мероприятия

26

 

26

 

Всего часов в год

468

   16

452

 

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций инепосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний.

Необходимо воспитать у юных саночников правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.

На этапе НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях санного спорта, его истории и предназначению. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.

В теоретической подготовке групп НП необходимо большое внимание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познакомить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника.

 

 

1.1

Понятие о физической культуре и спорте.

Физическая культура, как средство всестороннего развития личности. История развития санного спорта в России.

1.2

Обзор развития вида спорта.

Правила поведения и безопасности на занятиях

1.3

Личная и общественная гигиена.

Правила поведения и безопасности при выполнении физических упражнений.

1.4

Понятие о спортивной тренировке.

Воспитание необходимых качеств спортсмена

1.5

Врачебный контроль и самоконтроль.

Сущность самоконтроля и его роль при занятии спортом. Дневник самоконтроля.

1.6

Краткие сведения о строении и функциях

организма человека.

Дать понятие об анатомическом  строении тела человека /костная система, связочный аппарат, мышцы.

1.7

Единая всероссийская спортивная классификация.

 Правила соревнований.

Обязанности и права участников соревнований. Правила поведения на соревнованиях

1.8

Основы техники и тактики санного спорта.

Определение ошибок и пути их исправления в технике прохождения трассы

 

Общая физическая подготовка.

Бег в умеренном и среднем темпе, ускорения, бег на местности (кросс), бег в чередовании с физическими упражнениями в зависимости от условий, имеющихся на местности (висы, лазания, подтягивание, преодоление препятствий и т. д.).

Общеразвивающие упражнения для развития мышц и костно-связочного

аппарата рук и плечевого пояса, для развития мышц туловища, ног.

Упражнения с отягощением (гантели, гири, блины от штанги, грузы)  весом  до 8 кг.

Элементы акробатики – кувырки вперед, назад, в сторону, стойка на лопатках, мост из положения лежа на спине.

Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения в равновесии – передвижение шагом и бегом  по гимнастической скамейке; упражнения на уменьшенной опоре.

Виды легкой атлетики – бег на различные дистанции, прыжки, метания.

Подвижные игры и эстафеты: игры с бегом, элементами сопротивления, с прыжками, метаниями, преодолением препятствий. Спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол.

 

Специальная физическая подготовка.

Имитация стартового рывка сидя на полу (сопротивление создается с по- мощью резиновых жгутов); то же сидя на санях.

Имитация стартового рывка на тренажерном приспособлении «груз-бло-ки-трос» с вариативным сопротивлением. Имитация «пингвинов» (дополнительных отталкиваний о лед) с сопротивлением, создаваемым жгутами.

Продвижение на роликовых санях, отталкиваясь руками о пол.

 Метание набивного мяча и облегченных ядер из положения стоя и сидя, двумя руками из-за головы вперед, двумя руками над головой назад, снизу – вперед, снизу – назад и т. д.

Удержание основного положения саночника лежа поперек скамейки.

Упражнения с отягощением с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения на силовых тренажерах с преимущественным применением скоростных движений с непредельным отягощением.

 Упражнения для развития мышц шеи – сгибания и разгибания с сопротивлением партнера, с отягощениями.

Упражнения для развития гибкости (с акцентом на разгибание стопы и сгибание туловища вперед).

 

Технико-тактическая подготовка.

Тренировка на роликовых санях: спуски по  трассе с постепенным увеличением количества виражей, спуски с акцентированием внимания на отдельных элементах основного положения саночника (положение головы, положение ног, положение рук и т.д.); соревновательные спуски с оценкой различных сторон мастерства (правильности основного положения, управления, скорости и т.д).

Ледовая подготовка на трассе: спуски по трассе с постепенным увеличением числа проходимых виражей; спуски с акцентированием внимания на выполнении различных элементов техники ( вход в вираж, выход из виража, прохождение прямых отрезков, прохождение связки виражей и т. д.). Обучение технике прохождения трассы в зависимости от различных погодных условий и состояния ледового покрытия. Обучение прохождению трассы в целом; обучение прохождению трассы в условиях, моделирующих соревновательную деятельность.

Изучение техники старта: с акцентированием внимания на выполнении различных элементов (рывок, «пингвины», сохранение прямолинейной траектории разгона, вход в вираж и т.д.); обучение технике старта в целом. Изучение вариантов техники старта в зависимости от специфики стартовой эстакады (расположение ручек, характеристика наклона и т.д.); обучение технике старта на ледовых площадках; обучение технике старта с применением средств срочной информации.

Дополнительные навыки: обучение навыкам запоминания трассы, умению мысленного воспроизведения прохождения трассы; обучение навыкам самостоятельного анализа технико-тактических действий после прохождения трассы, выявления допущенных ошибок и определения путей их исправления.

 

Восстановительные мероприятия.

В группах начальной подготовки общий объем нагрузки на организм занимающихся сравнительно невелик, и поэтому восстановление работоспособности происходит главным образом естественным путем.

Наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления. Они предусматривают оптимальное построение педагогического процесса, рациональное построение тренировки в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла, рациональное сочетание работы и интервалов отдыха в тренировочных занятиях. Все это создает условия для профилактики перенапряжения, способствует оптимальному протеканию восстановительных процессов.

Из медико-биологических средств восстановления рекомендуется систематическое применение гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера.

Витаминизация должна проводиться с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также с учетом количества витаминов, поступающих в пищевом рационе.

Юные спортсмены должны овладеть основными приемами самомассажа и систематически применять их.

 В плане психологического восстановления рекомендуется частая смена тренировочных средств и проведение упражнений, где это можно, в игровой форме.

 

 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Применяются следующие виды и формы  контроля:

  - предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования.

  - текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения.

 - промежуточный контроль, (за подготовленностью - (навыки)) проводится один раз в полугодие в форме тестирования.

 - промежуточная аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме  выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей и специальной физической подготовке.

- участие в 2 соревнованиях по ОФП в годичном цикле;

- участие в 6-8 соревнованиях по санному спорту в годичном цикле.

Уровень физической подготовленности определяется согласно нормативам:

Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Бег 800м. Испытание проводятся по общепринятой методике. Стартуют группой по 5-8 человек.     

Метание ядра 3кг. Принимаются 2 вида метаний: Из положения стоя, лицом вперед, из положения стоя спиной назад двумя руками. Из двух попыток  учитывается лучший результат.

Гибкость. Выполняется стоя на скамье, ноги вместе, руки вместе. Сделать наклон вперед, не сгибая колен. Зафиксировать  положение на 1-2 секунды.

Основное положение саночника. Спортсмен лежит в горизонтальном положении поперек гимнастической скамьи. Результат фиксируется секундомером.

 

Контрольно-переводные нормативы

Наименования

тестов

баллы

ГНП -2 г.о.

11-12 лет

мальчики

девочки

Бег 30 м, с

3

4.9

5,0

2

5,4

5,6

1

6,0

6,3

Прыжок в длину с места, м

3

1,95

1,80

2

1,75

160

1

1,55

1,40

Максимальное сгибание стоя, см

3

12

14

2

8

9

1

4

4

Метание ядра из положения стоя: снизу вперед, м

3

8,0

6,0

2

7, 0

5,0

1

6,0

4,0

Метание ядра из положения стоя:

спиной вперед, м

3

9,0

7,0

2

8,0

6,0

1

7,0

5,0

Удержание основного положения, с

3

60

50

2

50

40

1

40

30

Бег 800 м, мин

3

3,50

4,20

2

4,20

4,50

1

4,50

5,20

 

отлично – 21 – 17 баллов

удовлет. - 10 –  7 баллов

хорошо  – 16 – 11  баллов

 неудовл.-   6 баллов и меньше  

Переводной балл – 7 баллов и более

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Основная литература

 

  1. Буйлин  Ю.Ф, Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 1981г.
  2. Верхошанский Ю.П. Основы специальной физической подготовки спортсменов М., ФиС., 1988г.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. В., ФиС,1980г.
  4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М.,ФИС, 1983г.
  5. Годик  М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М., ФиС, 1980г.
  6. Дергач А.А.,Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера М., ФиС., 1981г.
  7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена  2-е изд. М., ФиС., 1970г.
  8. Келлер Т. Санный спорт (перевод с немецкого). М., ФиС 1969г.
  9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М., Советский спорт., 2003г.
  10.  Лях В.И. Двигательные способности Ж., Физическая культура., 1996,
  11. Покровский А.А. Рекомендации по питанию спортсменов М., ФиС., 1975г.
  12. Санный спорт правила соревнований М., ФиС., 1976г.
  13. Филин В.П., Фомин Н.А., Основы юношеского спорта М ФиС, 1980 г.

 

Дополнительная литература    

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М., ФИС, 1981г.

2. Куколевский Г.М.  Врачебные наблюдения за спортсменами М., ФиС., 1979г.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты М., издат. «Лань»., 2005г.

5. Келлер И. Конькобежный и санный спорт (перевод с немецкого) М., ФиС., 1979г.

6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981г.

7. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта М., Академика, 2002г.

8. Программа по физической культуре 1-11 классы (автор Матвеев А.П. и др) М., 2006г.

 

Интернет ресурсы:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru)

2. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru)

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   (http://school-collection.edu.ru)

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

   (http://fcior.edu.ru)

5.Федерация санного спорта России (http://rusluge.ru)

6. Международная федерация санного спорта ( http://www.fil-luge.org)